МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Администрация муниципального муниципальный МОУ образования Тихвинский район Ленинградской области "'Андреевская ООШ" Приложение к образовательной программе начального общего образования (ФГОС) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 класса д. Мелегежская Горка 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее —- ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений © нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально — реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: » знакомство обучающихся мусульманской, » буддийской, с основами иудейской — православной, культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие — представлений — обучающихся © — значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, культуре и морали, формирование понятий и представлений о духовной ранее полученных в начальной школе, ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. ОРКСЭ Основной — методологический культурологический принцип подход, реализации способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России — (православия, ислама, буддизма, — иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и Учебный гражданина в Российской Федерации. предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ Модуль ОБУЧЕНИЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль Россия «ОСНОВЫ — наша ИСЛАМСКОЙ Родина. Введение КУЛЬТУРЫ» в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламкой традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Столпы ислама и построена и как Долг и ответственность. исламской этики. устроена мечеть. Милосердие и сострадание. Обязанности мусульман. Для чего Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многоконфессионального народа России. многонационального и Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многоконфессионального народа России. многонационального и Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия — наша Культура и религия. Родина. Введение в иудейскую Тора — главная книга иудаизма. духовную традицию. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его Еврейские праздники: их история и традиции. устройство и особенности. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» Россия — наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о — слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многоконфессионального народа России. многонационального и Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: понимать — основы — российской — гражданской — идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; осознавать — право гражданина | РФ — исповедовать — любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от — принадлежности собеседников к религии или к атеизму; соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к — представителям — разного вероисповедания; строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни — доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; понимать необходимость обогащать свои знания © духовно- нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; понимать необходимость бережного духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ отношения к материальным и овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать — причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых — высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о деятельности, адекватно поведение окружающих. распределении оценивать ролей в собственное совместной поведение и Универсальные учебные действия Познавательные У УД: ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные религиях светской и вычисление); методы этике получения знаний (наблюдение, о традиционных чтение, сравнение, применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; признавать возможность обосновывать [9157Ф) 71 существования суждения, разных точек приводить зрения; убедительные доказательства; ВЫПОЛНЯТЬ совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: воспроизводить подчёркивать её — прослушанную — (прочитанную) принадлежность к определённой — информацию, религии и/или к гражданской этике; использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей — (текстовую, графическую, видео); находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные использовать религиозных У УД: смысловое — притч, чтение сказаний, для выделения произведений главной мысли — фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УД: У проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать — состояние своего — здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; владеть умениями — совместной — деятельности: — подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ Предметные РЕЗУЛЬТАТЫ результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни — представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной прощение, культуре, покаяние, традиции сострадание, (любовь, вера, милосердие, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; раскрывать своими словами первоначальные представления © мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; рассказывать © назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей; распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре; рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; излагать основные православной исторические религиозной традиции сведения в России о возникновении (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание — российского — общества — как многоэтничного и многорелигиозного (приводить — примеры), понимание российского общенародного — (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — — России; приводить — примеры — сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни — представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах — исламской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям); первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики; раскрывать своими словами первоначальные представления © мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её основах; рассказывать о Священном Коране и сунне — примерах из жизни пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр); рассказывать о назначении нормах поведения ислама; в мечети, и устройстве мечети общения (минбар, с верующими михраб), и служителями рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид); раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных ценностей; распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента; рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных — напевах, каллиграфии, архитектуре, — книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде; излагать основные исторические сведения © возникновении исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; — понимание — российского — общества — как многоэтничного и — многорелигиозного (приводить — примеры), понимание российского общенародного — (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — — России; приводить — примеры — сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни — представлений о себе, людях, — окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, — уверенность в — себе, — постоянство — перемен, внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики; раскрывать своими словами первоначальные представления © мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия; рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия, восьмеричном пути и карме; рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами; рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе; раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей; распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в буддийской культуре; рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции; излагать основные буддийской исторические религиозной традиции сведения в истории о возникновении и в России, своими словами объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание — российского — общества — как многоэтничного и многорелигиозного (приводить — примеры), понимание российского общенародного — (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — — России; приводить — примеры — сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни — представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных — ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной традиции; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики; раскрывать своими словами первоначальные представления © мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма; рассказывать о священных текстах иудаизма — Торе и Танахе, о Талмуде, — произведениях — выдающихся — деятелей — иудаизма, богослужениях, молитвах; рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами; рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Рош-а-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста; раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей; распознавать иудейскую символику, объяснять своими смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре; рассказывать о художественной культуре в иудейской словами её традиции, каллиграфии, религиозных — напевах, архитектуре, — книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде; излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание — российского общества — как многоэтничного и многорелигиозного (приводить — примеры), понимание российского общенародного — (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — — России; приводить — примеры — сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой культуре, традиции. жизни в иудейской духовно-нравственной Предметные результаты освоения образовательной «Основы религиозных культур народов России» программы модуля должны — отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни — представлений о себе, людях, — окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных — ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми; раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, взаимопомощь) (православии, — милосердие, в религиозной исламе, буддизме, забота — культуре иудаизме); о — слабых, народов — России объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях; соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России; раскрывать своими словами первоначальные представления © мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий; рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1-2 примера); рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими; рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции); раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России; распознавать религиозную символику традиционных — религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре; рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных — особенностях — религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды); излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению религий исторического народов России и культурного в своей наследия местности, традиционных регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание — российского — общества — как многоэтничного и многорелигиозного (приводить — примеры), понимание российского общенародного — (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — — России; приводить — примеры — сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России, народы России, для которых — традиционными — религиями — исторически — являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; е выражать ценности своими словами понимание человеческого достоинства, человеческой жизни в традиционных религиях народов России. Предметные «Основы светской выражать духовного для результаты освоения образовательной программы модуля этики» должны отражать сформированность умений: своими словами первоначальное понимание сущности развития как осознания и усвоения человеком значимых жизни — представлений о себе, людях, — окружающей действительности; е » » выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных — ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения » людей, » на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; раскрывать — основное — содержание — нравственных — категорий российской » основанных светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; высказывать — суждения — оценочного характера © — значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках — (государственные, народные, — религиозные, — семейные — праздники); — российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение традиционных старших по возрасту, предков); российских семейных ценностей; распознавать российскую государственную символику, своего региона, объяснять её значение; выражать российской государственности, законов в символику уважение российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, — предпринимательства в — России; — выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; рассказывать о российских культурных и природных памятниках, © культурных и природных достопримечательностях своего региона; раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов — нравственности, — российской гражданственности и патриотизма в истории России; объяснять своими словами роль светской (гражданской) становлении российской государственности; первоначальный изучению опыт поисковой, исторического российского общества проектной и культурного в своей местности, этики деятельности наследия регионе, народов в по России, оформлению и представлению её результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать выбора, своими словами понимание отношения человека, людей свободы мировоззренческого в обществе к религии, свободы вероисповедания; — понимание — российского — общества — как многоэтничного и многорелигиозного (приводить — примеры), понимание российского общенародного — (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — — России; приводить — примеры — сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России, народы России, для которых — традиционными — религиями — исторически — являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности этике. человеческой жизни в российской светской (гражданской) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" № Наименование разделов и тем п/п программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего Россия — наша Родина Культура и религия. Введение в православную духовную традицию Во что верят православные христиане д Православие в России мл Православный храм и другие святыни о Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники 10 Христианская семья и её ценности 11 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и ою с Милосердие и сострадание оо Отношение к труду. Долг и ответственность ь Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему Контрольные работы — Практические работы многоконфессионального народа России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ" Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Россия — наша Родина Культура и религия. Введение в исламскую духовную традицию Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции Коран и Сунна Во что верят правоверные мусульмане (вера в Аллаха, в ангелов и посланников Бога, в Божественные Писания, в Судный день, в предопределение) Пять столпов исламской веры Обязанности мусульман Творческие работы учащихся. Доработка творческих работ учащихся при участии взрослых и друзей История ислама в России Нравственные основы ислама 10 Наука, искусство — достижения исламской культуры. Мечеть 11 Мусумальнское летоисчисление. Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Праздники ислама 12 Любовь и уважение к Отечеству ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ" Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Россия — наша Родина Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию + Буддийский священный канон Трипитака ‘ло Буддийская картина мира © Добро и зло. Принцип ненасилия — Человек в буддийской картине мира 60 Сострадание и милосердие № Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама. Будда и его учение Отношение к природе Буддийские учители Будды и бодхисаттвы Путь духовного совершенствования БО Буддийское учение о добродетелях Ю Буддизм в России = Обобщающий урок = Творческие работы учащихся +— Семья в буддийской культуре и её ценности Практические Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 21 Буддийский храм 22 Буддийский календарь 23 Буддийские праздники 24 Искусство в буддийской культуре 25 Любовь и уважение к Отечеству ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ оно оно Буддийские священные сооружения оны 20 он Буддийские святыни = 19 ны Буддийские ритуалы и обряды ны 18 == Буддийские символы [95] из 17 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ" Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Россия — наша Родина Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля» Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма Патриархи еврейского народа: от Авраама до Моше. Дарование Торы на горе Синай Пророки и праведники в иудейской культуре Храм в жизни иудеев Назначение синагоги и её устройство Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал Молитвы и благословения в иудаизме 11 Добро и зло 12 Творческие работы учащихся Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 13 14 15 Иудаизм в России Основные принципы иудаизма Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь 16 Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев 17 Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей 18 Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с историей и традицией 19 Еврейский календарь 20 Еврейские праздники: их история и традиции 21 Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа 22 Любовь и уважение к Отечеству 23 Творческие работы учащихся ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ" Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Россия — наша Родина Культура и религия. Возникновение религий. Мировые религии и иудаизм. Основатели религий мира Священные книги христианства, ислама, иудаизма и буддизма Хранители предания в религиях мира Добро и зло Человек в религиозных традициях народов России Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды = Праздники и календари ю Религиозная культура народов России ю Творческие работы учащихся ю Искусство в религиозной культуре ю Священные сооружения 13 Религия и мораль. Нравственные заповеди в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме 14 Милосердие, забота о слабых, Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Семья и семейные ценности 16 Долг, свобода, ответственность, труд 17 Любовь и уважение к Отечеству НР: 18 Обобщающий урок. Подведение итогов ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ = 15 |= взаимопомощь ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" Количество часов № Наименование разделов и тем п/п программы Россия — наша Родина Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек Праздники как одна из форм исторической памяти Семейные ценности. Этика семейных отношений Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствования Этикет Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 10 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 34 ПОУРОЧНОЕ 4 КЛАСС ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № Тема урока п/п Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Россия — наша Родина. Роль культурных традиций в жизни народов России, значение Бир://огКсе.арКрго.ги/озпоуу вуе! КО! енК.Бот! Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу вуе! КО! еНК.ЪОт!] Бир://огКсе.арКрго.ги/озпоуу вуе! КО! енК.Бот! Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу вуе! КО! еНК.ЪОт!] Бир://огКсе.арКрго.ги/охпоуу вуе!$ Ко! енот! Бир://огКсе.арКрго.ги/охпоуу вуе!$ Ко! енот! Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу вуе! КО! еНК.ЪОт!] Бир://огКсе.арКрго.ги/озпоуу вуе! КО! енК.Бот! Образцы нравственности в культурах разных народов. Бир://огКсе.арКрго.ги/охпоуу вуе!$ Ко! енот! Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу вуе! КО! еНК.ЪОт!] культурных традиций в жизни человека, семьи, народа, общества. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Этика в отношениях людей в обществе. Нормы морали. Добро и зло как основные категории ЭТИКИ. "Золотое правило этики". Нравственные ценности, идеалы, принципы. Значение нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества, государства. 10 государстве как источник российской гражданской этики. 11 Нравственные нормы жизни в Бир://огКсе.арКрго.ги/охпоуу вуе!$ Ко! енот! Бир://огКсе.арКрго.ги/озпоуу вуе! КО! енК.Бот! Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу вуе! КО! еНК.ЪОт!] Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу вуе! КО! еНК.ЪОт!] Бир://огКсе.арКрго.ги/охпоуу вуе!$ Ко! енот! Бир://огКсе.арКрго.ги/озпоуу вуе! КО! енК.Бот! 17 Составление текстов-рассуждений на тему «Образцы нравственного поведения в культуре Отечества». Бир://огКсе.арКрго.ги/озпоуу вуе! КО! енК.Бот! 18 Творческие работы учащихся. Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу вуе! КО! еНК.ЪОт!] Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу вуе! КО! еНК.ЪОт!] Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу вуе! КО! еНК.ЪОт!] 12 обществе. Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Нравственные нормы на примерах образцов поведения людей, 13 исторических и литературных тероев, защитников Отечества в истории России и современности. Справедливость, дружба, труд, 14 помощь нуждающимся, служение своему народу, России. 15 16 Отношение к природе как нравственная категория. Народные сказки, пословицы, поговорки о нравственности. Праздники как одна из форм исторической памяти народа, 19 общества, их значение для укрепления единства народа, общества. 20 Российские праздники (государственные, народные, религиозные, семейные), День народного единства, День защитников Отечества и др. Праздники в своём регионе, местности проживания. Семья как ценность. Семейные 21 ценности в России. Этика семейных отношений. Традиционные семейные ценности народов России, Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу вуе! КО! еНК.ЪОт!] 22, Трудовая мораль. Труд как ценность. Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу вуе! КО! еНК.ЪОт!] 23 Уважение труда, трудящихся людей в культуре народов России. Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу вуе! КО! еНК.ЪОт!] Бир://огКсе.арКрго.ги/озпоуу вуе! КО! енК.Бот! Нравственные традиции 24 предпринимательства в России. Благотворительность. 25 Нравственность общества и нравственность личности, человека. Бир://огКсе.арКрго.ги/озпоуу вуе! КО! енК.Бот! 26 Нравственные требования в наше время. Бир://огКсе.арКрго.ги/озпоуу вуе! КО! енК.Бот! 27 Воспитание нравственной культуры в обществе и самовоспитание человека. Бир://огКсе.арКрго.ги/охпоуу вуе!$ Ко! енот! 28 Нравственный выбор. Нравственное самосовершенствование. Бир://огКсе.арКрго.ги/озпоуу вуе! КО! енК.Бот! 29 Составление текстов-рассуждений на тему «Образцы нравственного Бир://огКсе.арКрго.ги/озпоуу вуе! КО! енК.Бот! поведения людей в современной ЖИЗНИ». 30 Творческие работы учащихся. Понятие 31 этикета. Этика и этикет отношениях к старшим, коллективе, дома разных жизненных вуе! КО! еНК.ЪОт!] Бир://огКсе.арКрго.ги/озпоуу вуе! КО! енК.Бот! в учителям, и в школе, Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу в в ситуациях. 32 Речевой этикет. Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу вуе! КО! еНК.ЪОт!] 33 Служение человека обществу, Родине, Отечеству в культуре народов России. Бир://огКсе.арКрго.ги/озпоуу вуе! КО! енК.Бот! Бир://огКсе.арКрго.гш/озпоуу вуе! КО! еНК.ЪОт!] Патриотизм 34 многонационального и многоконфессионального народа России. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА * Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4Йй класс: учебник, 4 класс/ Шемшурина А.И., Шемшурин А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Бир://огКсе.арКрго.ти/о5поуу_вуе!5Ко1_ей К.Л! ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Бир://огКсе.арКрго.ти/о5поуу_вуе!5Ко1_ей К.Л!