МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АНДРЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Уровень образования (класс): начальное общее образование, 1- 4 класс Форма и периодичность Количество часов: Учителя: проведения: кружок, 135 часов Уракова Елена Владимировна Герасимова Татьяна Александровна Лютова Татьяна Сергеевна Мальцева Ирина Васильевна Составитель: Уракова Елена Владимировна 1 занятие в неделю ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют — метапредметные универсальные учебные действия — познавательные, коммуникативные, регулятивные. Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью — изучения блока «Финансовая грамотность» является — развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью — изучения блока «Естественно-научная грамотность» — является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1- 4 классах начальной школы и рассчитана на 33 часа в 1 классе (при 1 часе в неделю), по 34 часа во 2 - 4 классах (при 1 часе в неделю). Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению. ПЛАНИРУЕМЫЕ Программа обеспечивает метапредметных РЕЗУЛЬТАТЫ достижение ОСВОЕНИЯ КУРСА обучающимися следующих личностных, результатов. Личностные результаты изучения курса: — осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; — овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; — осознавать личную ответственность за свои поступки; — уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: — осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; — использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; — овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; — использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; — ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; — делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; — добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; — перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; — преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: — проявлять познавательную и творческую инициативу; — принимать и сохранять учебную цель и задачу; — планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; — в их контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы выполнение; — уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; — оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: — адекватно поставленными передавать задачами и информацию, отображать выражать предметное свои содержание мысли в и условия соответствии деятельности речи, — доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); — слушать и понимать речь других; с в — совместно договариваться о правилах работы в группе; — учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»; — способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; — умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; — умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; — умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; — способность проводить математические рассуждения; — способность объяснить — способность суждения использовать и предсказать понимать и принимать математические понятия, факты, чтобы описать, явления; роль решения, математики которые в мире, необходимы высказывать обоснованные конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты — понимание и правильное изучения блока «Финансовая грамотность»: использование экономических терминов, — представление о роли денег в семье и обществе; — умение характеризовать виды и функции денег; — знание источников доходов И направлений расходов семьи; — умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный — определение решения; элементарных проблем в области семейных финансов бюджет; и путей их — проведение элементарных финансовых расчётов. — понимание и правильное использование финансовых терминов; — представление о семейных расходах и доходах; — умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; — представление — — — — — — — — о различных видах семейных доходов; представление о различных видах семейных расходов; представление о способах экономии семейного бюджета. представление о банковских картах; умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; представление о различных банковских услугах; представление о банковских картах; умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; представление о различных банковских услугах; Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: — способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; — способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: ® степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; ® поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; ® результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; ® косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. СОДЕРЖАНИЕ 1 класс (33 ч): Блок «Читательская грамотность» КУРСА (8 ч) Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Блок «Математическая грамотность» (8 ч) Счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Блок «Финансовая грамотность» Деньги, финансы, покупка, товар, (8 ч) обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Блок «Естественно-научная грамотность» (9 ч) Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение. 2 класс (34 ч): Блок «Читательская грамотность» (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия) (8 ч) Понятия «художественный» и «научно-познавательный», жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Блок «Математическая грамотность» (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия) (8 ч) Нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Блок «Финансовая грамотность» (3, 7, П, 15, 19, 23, 27, 31, 34 занятия) (9 ч) Деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые средства защиты российских банкнот, валюта. правила деныги, Блок «Естественно-научная грамотность» (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 33 занятия) (@ ч) Наблюдения и простейшие землей, песком, глиной. эксперименты Состав почвы, перегной. с яблоком, овощами, мёдом, лесной Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о ПОЗВОНОЧНЫХ Животных. 3 класс (34 ч): Блок «Читательская грамотность» (1, 3, 5, 7, 9, 1, 13, 15 занятия) (8ч) Научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Блок «Естественно-научная грамотность» (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 17 занятия) (9 ч) Особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Блок «Финансовая грамотность» (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия) (8 ч) Бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Блок «Математическая грамотность» (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 34 занятия) (9 ч) Нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 4 класс (34 ч): Блок «Читательская грамотность» (занятия 1-8) (8 ч) Научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Блок «Естественно-научная грамотность» (занятия 9-17) (9 ч) Томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Блок «Финансовая грамотность» (занятия 18-25) (8 ч) Потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Блок «Математическая грамотность» (занятия 26-34) (9 ч) Нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч) № Разделы, темы пп | основное содержание по темам 1 | Виталий Бианки «Лис и мышонок». Содержание сказки. Качество: осторожность, Колво 1 1 упорство. 3 | Владимир Сутеев | Геннадий Цыферов «Петушок и солнышко». Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Блок «Читательская грамотность» (8 ч) Определять жанр произведения; называть героев сказки; дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; давать характеристику героям; определять последовательность событий и рассказывать сказку; составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; @ м. различать научно-познавательный текст и художественный; определять, чему учит сказка. Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия; отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст, давать характеристику героям сказки; наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия); делить текст на части в соответствии с предложенным планом; объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов); сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста; устанавливать истинность и ложность высказываний; подбирать из текста слова на заданную тему; определять, чему можно научиться у героя сказки; строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. 1 — Давать характеристику героям; 1 — — — — — — — — — «Живые грибы». Содержание сказки. Качество: трудолюбие. 4 (на уровне универсальных учебных действий) часов предусмотрительность. 2 | Русская народная сказка «Мороз и заяц». Содержание сказки. Качество: выносливость, Характеристика основных видов деятельности обучающихся дополнять предложения на основе сведений из текста; определять последовательность событий и рассказывать сказку; составлять вопросы по содержанию сказки; на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. Определять вид сказки; называть героев сказки, находить среди них главного героя; определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст); определять последовательность событий сказки; находить необходимую информацию в тексте; ошибки. — определять, — соотносить события — объяснять — строить на какие смысл связное вопросы и поступки, ПОСЛОВИЦ, речевое чему Михаил Пляцковский — Определять лексическое «Урок дружбы». Содержание сказки. Дружба, жадность. — анализировать содержание — определять рисунку по характеристику — понимать, — составлять чему Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Русская народная сказка «Как лиса училась летать». Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Евгений Пермяк «Четыре брата». Содержание сказки. Семейные ценности. учит из частей — фантазировать Грузинская сказка «Лев и заяц». Содержание сказки. учит получить описанные СООТНОСИТЬ устное — определять, — давать можно или ответы в сказке, ПОСЛОВИЦЫ письменное из прочитанного с событиями © прочитанной высказывание текста, собственной жизни, давать им оценку; сказкой; в соответствии с учебной задачей; сказка. значение текста содержание слова, и составлять отрывка план; из текста; героям; сказка; пословицы и придумывать и определять продолжение их соответствие произведению; сказки. — Определять жанр произведения; — называть героев сказки; — выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; — давать характеристику персонажам сказки; — наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу; — соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст; — отвечать на вопросы по содержанию сказки, — определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте, — строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. — объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой. — Давать характеристику героям; — определять по рисунку содержание отрывка из текста; — располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение, — соединять части предложений; — задавать вопросы к тексту сказки; — объяснять главную мысль сказки; — дополнять отзыв на прочитанное произведение. — Определять жанр произведения; — называть героев сказки; — находить в тексте образные сравнения; — отвечать на вопросы по содержанию сказки, — определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте, — рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему; — разгадывать ребусы; — объяснять — строить смысл связное ПОСЛОВИЦ, речевое СООТНОСИТЬ устное или ПОСЛОВИЦЫ письменное © прочитанной высказывание Блок «Математическая грамотность» 9 | Про курочку Рябу, золотые и простые яйца. Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. — — — — — Многоугольники. 10 | Про козу, козлят и — Определять количество предметов при счёте; сказкой; в соответствии © учебной Определять количество предметов при счёте; составлять и решать выражения с ответом 5; решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц; соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; решать задачу в два действия. капусту. — образовывать число 8; Счёт предметов, — составлять и решать выражения с ответом 9; составление и решение выражений, задачи. Ломаная. — решать задачу в два действия; — находить остаток числа; — соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру — ломаную. 11 | Про петушка и жерновцы. Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. 12 | Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки. Разложение числа 10 на два и три слагаемых. 13 | Про наливные яблочки. Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20. 14 | Про Машу и трёх медведей. Состав чисел 9, 10, 11. Задачи на нахождение — — — — задачей. (8 ч) Раскладывать число 9 на два слагаемых; отвечать на вопросы на основе условия задачи; анализировать данные и отвечать на вопросы; анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы; — работать в группе. — — — — Раскладывать раскладывать раскладывать раскладывать число число число число 10 10 10 10 на на на на два два три три слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; слагаемых, когда слагаемые равны; слагаемых; чётных слагаемых. — — — — — — — — Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; находить недостающие данные при решении задач; складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот; определять истинность/ложность высказываний. Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; решать задачи на нахождение суммы; — овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; — читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные; суммы. 15 | Про старика, старуху, волка и лисичку. Задачи на нахождение части. Состав числа 12. 16 | Про медведя, лису и мишкин мёд. Задачи на нахождение суммы. — — — — — — — — — — — устанавливать закономерности. Раскладывать число 12 на несколько слагаемых; решать задачи на нахождение части числа: читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы; сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам; находить прямоугольники на рисунке. Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых; читать простейшие чертежи. Состав чисел второго десятка. Блок «Финансовая грамотность» 17 | За покупками. Цена, товар, спрос. (8 ч) 20 | Буратино и карманные деньги. Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. — Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; — анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже; — рассуждать об умении экономно тратить деньги. — Наблюдать над понятиями: товар и услуга; — определять необходимые продукты и их цены; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — работать в группе. — Наблюдать над различием цены и стоимости; — определять, какой товар можно купить на имеющиеся деныги; — определять стоимость покупки; — анализировать информацию и делать соответствующие выводы, — объяснять смысл пословиц. — Наблюдать над понятиями: карманные деныги, необходимая покупка, желаемая покупка; — выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен; — анализировать информацию и делать соответствующие выводы, — рассуждать о правильности принятого решения; р р ‚ — проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. 21 | Кот Василий продаёт — Наблюдать над понятием «реклама»; 18 | Находчивый Колобок. Деньги, цена, услуги, товар. 19 | День рождения МухиЦокотухи. Цена, стоимость, сдача, сбережения. молоко. Реклама. — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, — анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; — делать выбор на основе предложенной информации; — называть 22 | Лесной банк. различные виды рекламы. — Наблюдать над понятием «банк»; Банк, финансы, банковские услуги, — объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне; — анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие работники банка. ВЫВОДЫ: 23 | Как мужик и медведь прибыль делили. Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом. 24 | Как мужик золото — строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. — Наблюдать над понятием «сделка»; — — — — объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль, понимать, почему оптом можно купить дешевле; выбирать товары для покупки на определенную сумму: р строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. — Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»; менял. — объяснять, что такое бартер; Услуга, равноценный обмен, бартер. — формулировать правила обмена; р р — строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Блок «Естественно-научная грамотность» (9 ч) Наблюдать над свойством воды — прозрачность; определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром; определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать; определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности, использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды, делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. 25 | Как Иванушка хотел попить водицы. Вода, свойства воды. — — — — — — — 26 | Пятачок, Винни-Пух и — Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды, воздушный шарик. Воздушный шарик, воздух. 27 | Про репку и другие корнеплоды. Корнеплоды. — показывать, что шарик можно наполнять водой; — объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; — рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды; — объяснять, почему шарик не тонет в воде; — рассказывать, в каком случае шарик может летать; — делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. — Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; — осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; — планировать реализации; совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее — контролировать свою деятельность 28 | Плывёт, плывёт кораблик. Плавучесть предметов. — — — — — — 29 | Про Снегурочку и — Объяснять, что такое снег и лёд; превращения воды. Три состояния воды. 30 | Как делили апельсин. Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. 31 | Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. Зеркало, отражение, калейдоскоп. 32 | Иванова соль. Соль, свойства соли. по ходу выполнения задания. Определять плавучесть металлических предметов; объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; объяснять, почему случаются кораблекрушения; объяснять, что такое ватерлиния; определять направление ветра. — объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; — наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое, — наблюдать над формой и строением снежинок; — составлять кластер; — проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; — высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. — Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; — объяснять, почему не тонет кожура апельсина; — объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине, — определять в каком из апельсинов больше сока; — познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек; — проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов. — Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде; — определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение, — наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; — наблюдать многократность отражений; — проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов; — строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. — Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка; — составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей; — представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание; — анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов; 33 | Владимир Сутеев «Яблоко». Яблоко. — проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов; — строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. — Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать; — доказывать, — Пользуясь что существует информацией сила из текста, притяжения, дополнять предложения, — — — — — — — соединять части текста и рисунки; называть героев сказки; отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий, давать характеристику герою; определять стоимость части от целого; придумывать рекламу-упаковку; определять профессию рабочего банка; объяснять, чему учит сказка. 2 класс (34 ч) № п/п Разделы, темы, основное содержание по темам 1 | Михаил Пришвин Колчасов 1 «Беличья память». Различия научнопознавательного и художественного | Про беличьи запасы. 1 Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. 3 | Беличьи деньги. Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка. 1 4 | Про белочку и погоду. Наблюдения за 1 погодой. арактеристика основных видов деятельности обучающихся “. “. (на уровне универсальных учебных действий) — Определять жанр, тему, героев произведения; — — — — — — текстов. 2 х во объяснять значения выражений, встретившихся в тексте, озаглавливать прочитанный текст, находить необходимую информацию в прочитанном тексте, задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них, давать характеристику герою произведения; различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия. — Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные, — — — — — — — — — — — выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100; объяснять графические модели при решении задач; анализировать представленные данные, устанавливать закономерности, строить ломаную линию. Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»; понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»; находить у монеты аверс и реверс; выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение; готовить небольшое сообщение на заданную тему. Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»; объяснять, что такое «оттепель», «наст»; — работать с таблицами наблюдений за погодой; — высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений; 5 | И. Соколов-Ми-китов 1 — работать в парах. Определять жанр, тему, героев произведения; — объяснять значения выражений, встретившихся в тексте, «В берлоге». Содержание рассказа. Отличия художественного, научно-познавательного и газетного стилей. Медвежье Потомство. Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи. Повреждённые и фальшивые деньги. Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него; составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов; определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация; разгадывать ребусы; устанавливать логические связи. — — — — — — — — — — — — — Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде; дополнять недостающие на диаграмме данные; отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме; анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность; выполнять вычисления на увеличение и уменышение числа на несколько единиц; решать логические задачи на практическое деление; находить периметр треугольника; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги; знать правила использования поврежденных денег; находить и показывать средства защиты на российских банкнотах; находить необходимую информацию в тексте; отвечать на вопросы на основе полученной информации. — — — — — — — — — — — — — — — — Проводить несложные опыты с мёдом; определять последовательность действий при проведении опытов; делать выводы по результатам опытов; различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда; анализировать данные таблицы, строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи, иметь представление о лечебных свойствах мёда. Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста; определение лексического значения слова; находить необходимую информацию в тексте; определять объект на рисунке с помощью подсказки; определять последовательность действий, описанных в рассказе; различать художественный и научно-познавательный текст; сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения; определять по высказываниям информацию, полученную из текста; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. деньги. Лесные сладкоежки Медонос, настоящий и искусственный мёд. Лев Толстой «Зайцы». Содержание рассказа. Сравнение научнопознавательного и художественного текстов. — — — — — 10 | Про зайчат и зайчиху. Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. — Определять количество часов в сутках; — находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; — подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел; — решать логические задачи по данному условию; — составлять элементарную диаграмму. 11 | Банковская карта. — Давать характеристику наличным деньгам, 12 | Про Зайчишку и ОВОЩИ. Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста. — — — — — — — — — — 13 | Николай Сладков — Определять тип и тему текста, называть его персонажей; «Весёлая игра». Содержание рассказа. 14 | Лисьи забавы. Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. 15 | Безопасность денег на банковской карте. Правила безопасности при использовании банковских карт. рассказывать о дебетовой банковской карте, объяснять, что обозначают надписи на карте, объяснять, как производить покупку в магазине, объяснять, как можно снять деныги в банкомате с помощью карты; рассказывать о кредитной банковской карте. Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи; выделять среди овощей корнеплоды; проводить опыт по проращиванию моркови; определять цвет сока овощей опытным путём; сравнивать свойства сырой и варёной моркови. — понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста; — объяснять лексическое значение слов и выражений; — устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат; — составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме. — Определять дату по календарю; — — — — — — — находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; записывать краткую запись и решение задач; решать логические задачи с помощью таблицы, р анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные: составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы, читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи. Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение, — находить необходимую информацию в тексте задания; — формулировать правила безопасности при использовании банковских карт. 16 | Лисьи норы. Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, — Иметь представление об устройстве лисьих нор; — проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы; — делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; — понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы. состав почвы. 17 | Обыкновенные кроты. Содержание научнопознавательного текста. 18 | Про крота. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. 19 | Про кредиты. Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. — Определять тип текста; — — — — — — — — составлять описание крота на основе прочитанного текста; разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации; соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте; объяснять значение слова; составлять вопросы по предложенным предложениям; находить синонимы к предложенному слову; писать сочинение-рассуждение по заданной теме; определять название раздела, в котором может быть размещён текст. — Решать задачи логического характера; — — — — решать задачи с использованием данных таблицы; решать задачи на основе данных диаграммы; решать примеры на основе предложенной цепочки примеров; р определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний. — Объяснять, что такое «кредит»; — определять виды кредитов; 20 | Корень — часть растения. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. — — — — — — — — — понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов; определять сумму переплаты по кредиту; определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты; определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты. Называть части цветочных растений, объяснять, для чего растению корень; доказывать, что рост растения начинается с корня; называть виды корневых систем; называть видоизменённые корни. 21 | Эдуард Шим «Тяжкий труд». Содержание художественного текста. — — — — — Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст; определение лексического значения слова; находить необходимую информацию в тексте; находить в тексте предложение по заданному вопросу; разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами; — определять главную мысль текста, — определять, — строить 22 | Про ежа. Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. 23 | Про вклады. Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. 24 | Занимательные особенности яблока. Свойства яблока. 25 | Полевой ХОМЯК. Содержание научно- познава-тельного текста. 26 | Про полевого хомяка. Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, й четырёхугольники. 27 | Ловушки для денег. Доходы, расходы, чему связное учит текст; речевое устное или письменное высказывание в соответствии © учебной задачей. — Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого; — определять время с помощью скорости и расстояния; — определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму; — отвечать на вопросы на основе полученных данных; — определять последовательность маршрута на основе схемы; — записывать слова с помощью кода; — называть месяцы, сравнивать количество месяцев. — Давать определение вклада; — называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования, — объяснять, что такое банковский процент по вкладам; — объяснять, как считают банковский процент по вкладам, — объяснять, почему банки выплачивают проценты. — Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет, — объяснять, почему яблоко плавает; — объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита; — объяснять, почему неспелое яблоко кислое, — находить на срезе яблока рисунок звезды. — Определять вид текста; — составлять описание хомяка на основе прочитанного текста; — дополнять описание хомяка на основе рисунка; — придумывать сравнения, — — — — — — — — — — — составлять вопросы по данным предложениям; р отвечать на вопросы на основе полученных сведений; разгадывать ребусы и объяснять значение слова; определять сведения, которые удивили; составлять план при подготовке к сообщению. Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного; строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных; отвечать на вопросы на основе имеющихся данных; находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно; записывать именованные числа в порядке возрастания; строить четырёхугольники по заданному условию. — Определять доходы, расходы и прибыль; — отличать желаемые покупки от необходимых; прибыль, дефицит, профицит. 28 | Про хомяка и его запасы. Горох, свойства прорастания гороха. 29 | Про бобров. — — — — — — рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара; объяснять, что такое дефицит и профицит, рассуждать, как не тратить напрасно деныги. Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка; объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян, объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах; — — — — объяснять и доказывать, объяснять и доказывать, объяснять и доказывать, определять правильную как влияет наличие света на прорастание семян; как влияет температура на прорастание семян; как влияет глубина посева на прорастание семян; последовательность прорастания семян гороха. — Определять тип текста, его тему; Содержание текста, текст-описание. 30 | Бобры-строите-ли. Диаметр, длина окружности, решение практических задач. — находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение; — находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте; — задавать вопросы по содержанию прочитанного; — сравнивать тексты; — определять сведения, которые удивили; — составлять речевое высказывание в письменной форме. — Иметь представление о диаметре окружности; 31 | Такие разные деныги. Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран. — — — — — — — — — — анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения; находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности; заменять умножение сложением одинаковых слагаемых; выбирать нужные для проведения измерений инструменты; работать с чертежом; решать логические задачи. Иметь представление о валюте как национальной денежной единице, находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям, устанавливать принадлежность денежной единицы стране; иметь представление о банковской операции «обмен валюты». 32 | Материал для плотин. Строение древесины дерева, определение возраста дерева. — — — — Иметь представление о составе древесины; проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев; делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев. ы Ы ы 33 | Позвоночные животные. Рыбы, птицы, рептилии, [92 РА — Называть группы позвоночных животных; — называть признаки — определять пяти групп название животного позвоночных по животных; описанию; амфибии, млекопитающие. 34 | Встреча друзей. 1 — — — — — — — — выбирать признаки земноводного животного; выбирать утверждения, которые описывают признаки животного; выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте; составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного; рассуждать об открытии, сделанном на занятии. Находить необходимую информацию в тексте задания; понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»; анализировать и дополнять недостающие в таблице данные, — выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000. 3 класс (34 ч) № п/п 1 Разделы, темы Кол- ———== основное содержание | во по темам часов | Про дождевого 1 червяка. Тип текста. Содержание научнопознавательного текста. 3 | Кальций. мысль текста. Содержание текста. Блок «Читательская грамотность» — Определять тип текста; — — — — — — — — (8 ч) дополнять предложение словами из текста; определять периоды развития дождевого червя на основе теста; объяснять, почему дождевые черви — это настоящие сокровища, живущие под землёй, определять на основе теста способ питания дождевых червей, находить предложение, соответствующее рисунку; выбирать утверждения, соответствующие тексту; составлять вопрос по содержанию текста; называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте. 1 — Работать с кластером; 1 — — — — — — — — Содержание научнопознавательного текста. 5 | Сколько весит облако? Тип текста. Главная Характеристика основных видов деятельности обучающихся @ (на уровне универсальных учебных действий) Дополнять предложение словами из текста; определять, что такое минерал; называть стройматериалы, содержащие кальций, объяснять значение слова; выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту; составлять предложения по рисунку; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. Определять тип текста; — определять, — находить что ответ вынесено на вопрос — объяснять значение — дополнять предложения, слова, в заглавие в тексте, — тема или главная мысль; — выбирать вопросы, — дополнять план — рассказывать на которые вопрос — определять название по книг — Определять тип текста; — определять, что мысль текста. — записывать пословицы Содержание текста. — записывать предложение, — объяснять — составлять — работать — называть Про мел. Главная мысль текста. Содержание текста. 11 Про мыло. Содержание научнопознавательного текста. 13 История свечи. Содержание научнопознавательного текста. — — — — — — — — — — — — — — — — в тексте, и записывать ответ на составленный вопрос; сведениями. — тема или главная мысль; о хлебе; которое соответствует рисунку, в тексте, слова, о прочитанном по порядок произведении, содержанию с толкованием — определять в заглавие на вопрос вопрос текста с достоверными вынесено значение — рассказывать ответы произведении, содержанию Хлеб — всему голова. Тип текста. Главная ответ найти текста, о прочитанном — составлять — находить можно и записывать ответ на составленный вопрос; слова, следования хлебобулочные текста предложений, Изделия. Заполнять кластер о происхождении мела; составлять вопрос по готовому ответу; давать определение слова; работать с толковым словарём; работать с толкованием слова; соединять части предложений и определять их порядок; составлять план текста в виде вопросов; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. Дополнять предложение; давать определение слова; работать с толковым словарём; соединять части предложений и определять их порядок; находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку; находить в тексте предложение по заданному условию, дополнять текст по заданному условию, определять даты принятия гербов. — Давать определение слова, — записывать ответ на поставленный — определять слово по — называть — выбрать вещества, вопросы, вопрос; его лексическому которые на которые значению; используют можно при найти изготовлении ответ в тексте, свечей; — составлять вопросы — соединять части — заполнять кластер — называть — отвечать 15 предложений правила — рассказывать и находить — Давать Содержание научнопознавательного текста. — дополнять определение при их порядок; прочитанного использовании текста; свечей; произведении, вопрос. слова, предложение, — находить ответ — объяснять на поставленный значение — © помощью — называть на основе безопасности о прочитанном в тексте; и определять по рисункам на поставленный Магнит. ответы текста находить предметы, — рассказывать вопрос; словосочетания; отличия о которых о прочитанном между говорится предметами; в тексте; произведении. Блок «Естественно-научная грамотность» (9 ч) Дождевые черви. — Называть части — объяснять, — рассказывать, — объяснять, — наблюдать, — заполнять тела какую играют чем питается почему как дождевого роль во время дождевые червя; щетинки дождевой дождя черви животного; червь; дождевые создают таблицу-характеристику в жизни черви выползают плодородную на дождевого на поверхность земли; почву; червя. Полезный кальций. — — — — — Заполнять таблицу; дополнять предложение; определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; составлять суточное меню с молочными продуктами, дописывать вывод о необходимости кальция для организма. Про облака. — — — — — — — — — — — — С помощью опыта показывать образование облаков; объяснять, почему облака увеличиваются в размере, называть явления природы, называть виды облаков; определять погоду по облакам. Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба; определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях; давать определение слову «дрожжи»; проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения; проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения; проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении; Про хлеб и дрожжи. — проводить 10 Интересное вещество — мел. опыт, — Определять внешние — доказывать, что — называть, что — определять 14 Чем интересно мыло и как оно «работает». Про свечи. — называть области — Называть виды Волшебный магнит. мыло — показывать, что Что такое «бюджет»? Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит. 20 Семейный бюджет, доходы и расходы. кальция, применения мела. в сухом при виде, намокании мыла появляется пена; что мыло очищает — проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает — исследовать с помощью — доказывать, что лупы мыльные — Рассказывать о строении — рассказывать о зонах мыльные пузыри пламени гаснет — объяснять, почему внутри почему происходит ёмкости из жидкого поднимается мыла. возгорание вода; дыма. магнитов; опытным с помощью опыта, что магнитная — показывать с помощью опыта, что магнит о том, путём, что с помощью — Ориентироваться — — — — — воды; свеча, — доказывать — работать натяжение пузыри; образуются — определять — применять от масла; поверхностное свечи; почему виды воду свечи; — объяснять, какие магнит опыта, предметы имеет как В понятиях, полученные сила может магнит, действует через намагничивать стекло и другие металлические предметы; предметы; два полюса, можно изученных знания притягивает создать в первом в повседневной компас. полугодии; ЖИЗНИ, самостоятельно, — планировать 18 карбонат доказывающий, — показывать Проверь себя. Материал, изученный в первом полугодии. содержит мела; опыт, — рассказывать 17 в воде, мел, — проводить — Называть теста. мыла, — исследовать — объяснять, 16 мел хлеба зависят от выдержки мела; не растворяется состоит состав что вкус и качество признаки мел из чего — доказывать, 12 доказывающий, и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Блок «Финансовая грамотность» (8 ч) Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги», «дефицит», «профицит»; понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются, выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ, уметь слушать и слышать собеседника. — Объяснять — понимать, значение понятия «семейный как в семье ПОЯВЛЯЮТСЯ ДОХОДЫ, бюджет»; 22, | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Понятие заработной платы, виды зарплаты. 24 | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Пенсия, досрочная — делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; — заполнять кластер; — формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. — Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; — анализировать данные, представленные в виде графика; — приводить примеры различных профессий; — объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы. — Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»; — на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии, — называть пособия, которые получают граждане нашей страны, — определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие — к эпизодическим. ы пенсия, пособия для разных категорий траждан. 26 | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш. 28 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов ! Классифи Ия Кац расходов по различным основаниям. 30 | На что тратятся семейные деньги? ` Обязательные платежи. Виды обязательных й платежей. 32 | Как сэкономить семейные деньги? Экономия семейного бюджета. — Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»; — понимать, что выигрыш облагается налогом; — иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша; — понимать, как должен поступить человек, нашедший клад; — называть предметы, которые человек может получить в наследство. — Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы», «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы», — определять, к какой группе относятся те или иные расходы. — Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»; — объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя; — на примере различных ситуаций. определять вид обязательного платежа. — Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»; — формулировать простые правила экономии семейного бюджета; — на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет. Блок «Математическая грамотность» (9 ч) 19 | Расходы и доходы бюджета. Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит. 27 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) — Определять дефицитный и профицитный бюджет; — анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; — выполнять вычисления по таблице, — выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; — составлять задачу по предложенному решению; — формулировать вопрос задачи. — анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления; — выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное; — анализировать данные столбчатой диаграммы; — выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; — выполнять чертёж к задаче и записывать её решение. — Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу; — выполнять сложение круглых многозначных чисел; — находить с помощью калькулятора среднее арифметическое; — сопоставлять таблицу и круговую диаграмму; р — анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме; — самостоятельно составлять круговую диаграмму. — Анализировать данные, представленные в таблице, — выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; — анализировать данные, представленные в виде гистограммы; — вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период; — заполнять таблицу на основе текстового материала; — подсчитывать доход семьи от детских пособий. — Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша; — подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею; — под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа. доходы. Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. 29 | Подсчитываем расходы. Обязательные и не-предвиденные расходы. — — — — 31 — Определять, какие налоги должна платить семья; 21 | Планируем семейный бюджет. Доходы и расходы в семейном бюджете. 23 | Подсчитываем семейный доход. Семейный доход в таблице, на диаграмме. 25 | Пенсии и пособия. Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия. | Расходы на Анализировать данные инфографики; находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания; подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют, подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы. обязательные платежи. — анализировать ежемесячные — пользоваться калькулятором; причину — ВЫПОЛНЯТЬ сэкономленные диаграммы — подсчитывать — объяснять 33 | Подсчитываем данные обязательные уменьшения сложение и на основе или и вычитание этих данных заполнять таблицу; расходы, увеличения многозначных обязательных платежей; чисел. 1 — | - Под руководством учителя решать составные задания на нахождения количества сэкономленных денег; деныги. — объяснять, что такое «скидка в 25%»; Экономия семейного бюджета. 34 | Проверь себя. Материал, изученный во втором полугодии. — определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой, — находить часть от числа. 1 —| — — — Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии, применять полученные знания в повседневной жизни; работать самостоятельно; планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. 4 класс (34 ч) № п/п Разделы, темы, Кол- Характеристика основных видов деятельности обучающихся .. .. (на уровне универсальных учебных действий) основное содержание | во по темам часов Блок «Читательская грамотность» 1 | Старинная женская одежда. Содержание научно- познавательного текста. (8 ч) 1 — | - Определять лексическое значение слова; — озаглавливать текст; — определять тему; 2 | Старинные женские головные уборы. Содержание научнопо-знавательного текста. — — — — — — 1 — | — — — — 3 | Старинная мужская 1 — | - Определять лексическое значение слова с помощью словаря; одежда и головные определять главную мысль; составлять план в виде вопросов; р с помощью текста определять название женской одежды; с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; объяснять значение слова; приводить примеры современной женской одежды. Определять лексическое значение слова; составлять план, используя слова из текста; объяснять значения слов; определять по описанию названия головных уборов; приводить примеры современных головных уборов. — отвечать на вопросы — вписывать по тексту; пропущенные слова в текст, уборы. Содержание научно- — — — — находить ответ на вопрос в тексте, объяснять значение слова; оформлять план текста; определять с помощью описания название предмета. 4 | Жилище крестьянской семьи на Руси. Содержание научнопознавательного текста. — — — — — Определять лексическое значение слова с помощью словаря; рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами; отвечать на вопросы по тексту; рассуждать, давать определение слова; называть элементы оформления избы. 5-6 | Внутреннее уб-ранство и предметы обихода русской избы. Содержание научнопознава-тельного — — — — — — — — Определять лексическое значение слова с помощью словаря; письменно отвечать на вопросы, называть предметы печной утвари; работать с толковым словарём; работать с толкованием слова; рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; соотносить описание предметов с их рисунками; описывать назначение предметов; познавательного текста. текста. — составлять обобщающий план. 7 | История посуды на Руси. Содержание научнопознавательного текста. 8 | Какие деньги были раньше в России. Содержание научнопознавательного текста. 9 | Томат. — — — — — — — — — — — — — — — Определять лексическое значение слова с помощью словаря; соотносить рисунок и его название, работать с толковым словарём; рассуждать и записывать ответ на вопрос; записывать ответ на вопрос по его началу’; определять части предмета, называть их; определять порядок предложений в тексте, дополнять текст по заданному условию. Определять лексическое значение слова с помощью Википедии; называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос; определять тему текста; составлять план текста; находить информацию в Интернете; записывать названия монет в порядке их возрастания; указывать названия современных денег. Блок «Естественно-научная грамотность» (9 ч) — Называть части растения; — объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; 10 Болгарский перец. 11 Картофель. 12 Баклажан. Семейство Паслёновые. 13 Лук. — — — — — — — определять горизонтальный и вертикальный срез; указывать количество гнёзд; объяснять, почему плоды у помидора — это ягода; называть части плода помидора; объяснять, что такое пасынок у помидора; работать с таблицей. Объяснять, что такое паприка; — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — называть части растения; рассказывать о строении плода перца; определять форму плода перца; рассказывать о строении семени перца; делать выводы на основе полученной информации. Называть части растения; объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; объяснять, какой вывод сделали и почему; объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы, объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля; объяснять, что такое крахмалистость; определять срок созревания картофеля, объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; называть способы размножения картофеля. Называть представителей семейства Паслёновые, объяснять, что такое соланин, называть благоприятные условия для прорастания семян, определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана; определять глубину посева семян; заполнять таблицу наблюдений за ростом растений. — Называть части — называть способы — называть этапы — наблюдать 14 Капуста. — Называть лука; выращивания выращивания за ростом виды на вопросы — называть части — проводить по содержанию данные текста; в разрезе; о размножении опыты © цветной на подоконнике, лука; и записывать капусты; капусту — рассказывать зимой капусты; — отвечать — исследовать лука лука капусты; капустой. в таблицу. 15 | Горох. 16 | Грибы. 17 | Творческая работа (по выбору). — — — — — — — — — — — — — — Рассказывать о строении гороха; рассказывать о строении семени гороха; объяснять, почему горох обладает взрывной силой; определять, что горох является холодостойким растением; проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов. Называть части гриба; называть виды грибов; рассказывать о плесневых грибах; называть грибы-невидимки; проводить опыт по выращиванию плесени; называть грибы-паразиты. Выбрать тему для творческой работы; выполнять творческую работу; представлять классу творческую работу. Блок «Финансовая грамотность» Объяснять понимать, объяснять, объяснять, (8 ч) 18- | Потребительская 19 | корзина. Состав потребительской корзины. — — — — на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»; почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения; почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны; что входит в состав потребительской корзины россиянина. 20 | Прожиточный — Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер минимум. оплаты Назначение прожиточного минимума. — объяснять, на что влияет прожиточный минимум; — объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; р — объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны. 21 | Инфляция. 22- | Распродажи, скидки, 23 | бонусы. Акции, кешбэк. 24 | Благотворительность. труда»; — Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; — анализировать данные, представленные в виде гистограммы; — называть уровни инфляции; — понимать значение инфляции для экономики. — Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»; — понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; — понимать, что чем больше процент скидки, тем меныше мы платим за товар; — формировать навыки грамотного покупателя. — Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»; — называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной ПОМОЩИ, — объяснять 25 | Страхование. Виды страхования. 26 | В бассейне. Расписание занятий, выгодная покупка. 27- | Делаем ремонт. 28 | Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов. 29 | Праздничный торт. Рецепт торта, задачи на благотворительной ПОМОЩИ Тем, КТО В ней нуждается. — Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «Полис»; — называть виды страхования, — называть различные страховые риски. Блок «Математическая грамотность» (9 ч) — Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости; — решать задачи на определение стоимости покупки, — определять, какая из двух покупок является более выгодной, — решать задачи на определение скорости плавания; — решать логические задачи. — Понимать, что такое «смета»; — решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни, — решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни; — читать простые чертежи и наносить на них известные размеры. тройку величин «цена, количество, торта; | Обустраиваем участок. Расходы на обустройство участка, площадь и периметр. 31- | Поход 32 оказания — Работать с таблицами; — подсчитывать стоимость продуктов для торта; — определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление стоимость». 30 необходимость в кино. | Расходы на поход в кино. 33 | Отправляемся в путешествие. Расходы на путешествие. 34 | Творческая работа. Составляем словарик по финансовой — — — — — — сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования, использовать полученные умения и навыки в практической жизни. Читать простой чертеж и определять его масштаб; находить площадь и периметр участка и построек на нём; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. — Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; — решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; — использовать полученные умения и навыки в практической жизни. — Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; — решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», — использовать полученные умения и навыки в практической жизни. — Понимать значение и правильно использовать финансовые термины; — иллюстрировать — составлять — работать изученные математические самостоятельно понятия; задачи и в парах; с изученными финансовыми терминами; грамотности. Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах. — планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.