Курс внеурочной деятельности Тропинка в профессию

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АНДРЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Тропинка в профессию»

Уровень образования (класс): начальное общее образование, 1-4 класс
Форма

и

периодичность

Количество часов:

проведения:

кружок,

1

занятие

135 часов

Учителя: Герасимова Татьяна Александровна

Уракова Елена Владимировна
Лютова Татьяна Сергеевна
Мальцева Ирина Васильевна
Составитель: Герасимова Татьяна Александровна

в

неделю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» составлена на
основе следующих документов:
- требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного
приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;
- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от
16.11.1997 №144 —фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;

- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования».
Рабочая программа курса «Тропинка в профессию» реализует социальное
направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.
Новизна курса состоит в том, что он соединяет в себе сведения из разных
предметных

областей

психологии,

литературы,

истории,

экологии,

социологии,

ОБЖ,

художественного труда.
Цель
курса:
создание
образовательной
среды, насыщенной
возможностями
для
реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы
деятельности.
Задачи:

» — познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;
е выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем
профессии;
е способствовать
формированию
уважительного
отношения к людям разных
профессий и результатам их труда;
» — способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;
е способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки,
внимательности, справедливости и т.д.
Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии,
конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного
поиска знаний, классные часы и беседы о профессиях, встречи с людьми разных профессий,
описание профессий,

письменные работы (мини-сочинения, синквейны), заполнение анкет

и
результатов — самооценки, — диагностика,
реклама — профессий, — составление
профессионального портрета семьи, трудовые династии, практикум, мастер-классы,
рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев,
проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов,
выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
На реализацию рабочей программы курса «Тропинка в профессию» в 1-м классе
отводится 33 часа

1 классе

(1 раз в неделю),

неделю). Общий объём составляет 135 часов.

во 2-4 классах — по 34 часа в год (1 раз в

Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных результатов. Предполагаемые результаты:

* — Приобретение школьниками основ знаний о предметном мире, как основной среде
обитания современного человека, понимание ценности культуры, умение
представлять мир профессий, их социальное значение.
* — Развитие ценностных отношений школьников к труду, социальной роли в мире.

* — Приобретение опыта для творческой самореализации при оформлении своего дома,
класса, при изготовлении подарков близким и друзьям.
будет уметь:
» — оперировать основными понятиями и категориями;
е — рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;
» — пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной,
научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу
«Тропинка в профессию» - является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):

Первый уровень результатов (1-й класс) — приобретение социальных знаний. Занятия
по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство,
встречи с людьми разных профессий.
Второй уровень результатов (23-й классы) — формирование
ценностного
отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В
магазине», «Выпуск классной газеты»)
Третий уровень результатов (4-й класс) — получение опыта самостоятельного
общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:

»

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на
участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
» — умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с
принятыми в обществе морально-этическими принципами;
е стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы
действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать
свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
» стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой
национальности, с нарушениями здоровья.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик

научится:

организовывать

видов работ;

свою

деятельность,

готовить

рабочее

место

для

выполнения

разных

принимать

(ставить)

учебно-познавательную

задачу

и

сохранять

её

до

конца

учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно)
свои

действия

практическими,

в

соответствии

с

экспериментальными

решаемыми

учебно-познавательными,

учебно-

задачами;

действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
контролировать

выполнение

действий,

вносить

необходимые

коррективы

(свои и

учителя);
оценивать

результаты

решения

поставленных

задач,

находить

ошибки

и способы

их

устранения.
Ученик

получит

возможность

научиться:

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем
или

иным

знанием

и умением

по

изучаемой

теме;

ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять

инициативу

в постановке

новых

задач,

предлагать

собственные

способы

решения;
адекватно
неуспеха

оценивать

и обду мывать

план

результаты

учебной

восполнения

пробелов

деятельности,
в знаниях

осознавать

причины

и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
осознавать
учебно-познавательную,
учебно-практическую,

экспериментальную

задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,
собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с
людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной,
схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия
анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных

связей, построения рассуждений и выводов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и
объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической
форме.
Ученик получит возможность научиться:
сопоставлять
информацию
из
разных
источников,
осуществлять
выбор
дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая
Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в
другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую,
табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы),
создавать собственные;

осуществлять — исследовательскую — деятельность,
выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:

участвовать

в — проектах,

осознанно

и произвольно

строить речевое высказывание

в устной и письменной

форме;
аргументировано
понятные

для

партнёра

отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить
высказывания,

задавать

вопросы,

адекватно

использовать

речевые

средства для решения задач общения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную

деятельность

в

малых

и

больших

группах,

осваивая

различные

способы

взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость

по

отношению

к

высказываниям

других,

проявлять

доброжелательное

отношение к партнёрам;
Ученик

получит

оперировать
понятия,

полно

возможность

в речи

и точно

научиться:

предметным

излагать

свои

языком

мысли,

— правильно

строить

(адекватно)

монологическую

речь,

использовать
вести

диалог;

планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие

дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной

работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать

позицию

партнёра,

предотвращать

конфликтную

ситуацию

при

сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную
тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:

Знает:
Основные сферы профессиональной деятельности человека;
Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;

Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
Основные приемы выполнения учебных проектов.
Умеет:
Оперировать основными понятиями и категориями;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности
некоторые конкретные жизненные ситуации.

на

Оценка достижений планируемых результатов
Итоги учёта знаний, умений,

овладения

обучающимися

универсальных

действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений,

учебных

опросников.

Учет

знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной
деятельности
происходит
путем
архивирования
творческих
работ
обучающихся,
накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в
процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы,
ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Содержание курса
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое
занятие
внеурочной
деятельности
имеет
тематическое
наполнение,
связанное
с
рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой
кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности
применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности
«Тропинка в профессию» построена таким образом, что представляет ВОЗМОЖНОСТЬ
учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится
заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
1 класс (33 часа)
Раздел 1. Введение в мир профессий (4 часа).
Зачем человек трудится? Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится?
Понятия: «труд», «профессия». Мир интересных профессий. Кем я хочу стать? Галерея
рисунков «Кем я хочу стать». Экскурсия на животноводческий комплекс.
Раздел 2. Профессии в школе (6 часов).
Профессия — учитель. Профессия — повар. Кто встречает нас в школе самыми первыми. Как
помогает логопед. Школьный библиотекарь. Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с
абонементом

для

младших

школьников.

Приём

первоклассников

Раздел 3. Профессии вокруг нас (5 часов).
Дворник. Мастер-цветовод. В магазине. Почтальон.

в читатели.

Экскурсия по деревне по маршруту:

школьный двор — школьный сад — магазин — почта.

Раздел 4. Профессии, которые нас охраняют (5 часов).
Охранник. Полицейский. Пожарный. Лётчик. Экскурсия в пожарную часть г. Тихвин.
Раздел 5. Профессии, которые нас лечат (5 часов)
Врач скорой помощи. Педиатр.
Стоматолог. Окулист. Экскурсия в медпункт д.
Мелегежская Горка.
Профессии моих родителей. (2часа)
Профессии в моей семье. Презентации совместно с родителями. Ярмарка домашних
ремёсел.

Раздел 7. Творческие профессии (5 часов).
Профессия

— художник-иллюстратор

детских

книг.

Профессии

в музыке:

музыканты

оркестре, дирижер. Профессии в кино: режиссер. Профессия в журналистике.
ролевая игра «Кем я хочу стать» (по выбору детей).
Раздел 8. Подведение итогов. изучения программы

Сюжетно-

(1 час).

Итоговая конференция «Мир профессий».
Коллаж «Азбука профессий» (профессии на буквы алфавита).
2 класс (34 часа)
Раздел 1. Введение в мир профессий (5 часов)
Зачем человек трудится? Мир интересных профессий. Экскурсия на животноводческую
ферму «Откуда к нам приходит молоко».
Раздел 2. Профессии в школе (3 часа)
Советы психолога. Зачем в школе психолог. Школьный библиотекарь. Практическое
занятие со словарями. Экскурсия в школьную библиотеку «Я ищу нужный словарь»
Раздел3. Профессии вокруг нас. (5 часов)
Огородник. Мастер — цветовод, флористика. Экскурсия «Золотая осень»
Раздел 4. Профессии, которые нас охраняют (5 часов)
Участковый. Водолаз. Медицинская авиация. Экскурсия в пожарную часть г. Тихвин.
Раздел 5. Профессии, которые нас лечат (5 часов)

в

Врач скорой помощи. Врач — ортопед. Стоматолог. Окулист. Экскурсия в медпункт д.
Мелегежская Горка. Взвешивание, измерение роста, проверка зрения.
Профессии моих родителей (5часов)
Профессии в моей семье. Презентации совместно с родителями. Семейные династии.
Сочинения

о семейных

династиях

или

династиях

известных

людей.

Ярмарка

домашних

ремёсел.

Раздел 7. Творческие профессии (5 часов).
Профессия — фотограф. Профессии в музыке: музыканты в оркестре народных
инструментов. Профессии в кино: художник по костюмам. Профессия в журналистике.
Репортаж с места событий.
Раздел 8. Подведение итогов изучения программы (1 час).
Итоговая конференция «Мир профессий». Подготовка компьютерной презентации «Все
профессии важны, все профессии нужны!». Представление презентаций зрителям.
3 класс (34 часа)
Раздел 1. Введение в мир профессий (4 часа)
Зачем человек трудится? Мир интересных профессий. Экскурсия в ремонтные мастерские.
Раздел 2. Профессии в школе (4 часа)
Советы психолога. Школьный библиотекарь. Экскурсия в школьную библиотеку.
Знакомство с абонементом для младших школьников.
Раздел3. Профессии вокруг нас (10 часов)
Садовник. Цветовод. Комнатные растения. Агроном. Тракторист. Ветеринар.
Животновод. Экскурсия на тихвинский хлебозавод. Мастер — класс.
Раздел 4. Профессии, которые нас охраняют (2 часа)

Военный. Адвокат.
Раздел 5. Профессии, которые нас лечат (5 часов)
Хирург. Советы стоматолога. Советы окулиста. Фельдшер. Экскурсия в медпункт д.
Мелегежская Горка (взвешивание, измерение роста, проверка зрения).
Профессии моих родителей (часа)
Профессии в моей семье. Презентации совместно с родителями. Ярмарка домашних
ремёсел. Выставка работ «Мой вклад в коллекцию домашних ремёсел»,
Раздел 7. Творческие профессии (5 часов).
Профессии: оформители в театре. Профессии в музыке: композитор. Экскурсия в дом —
музей Н.А. Римского — Корсакова. Газетный репортер. Составить стенгазету «Наш класс —
самый классный
Раздел 8. Подведение итогов изучения программы (2 часа).
Итоговая конференция «Мир профессий».
Коллаж «Азбука профессий» (профессии на буквы алфавита).
4 класс (34 часа)
Раздел 1. Введение в мир профессий (5 часа)
Классный час «Любимое дело моё — счастье в будущем». Мир интересных профессий.
«Кем я хочу стать? (анкетирование). Игровой час «Какие бывают профессии». Викторина
«Мир профессий».
Раздел 2. Профессии в школе (6 часов)
Советы психолога «Как подготовиться к ВПР». Школьный библиотекарь. Учитель по
технологии. Учитель физкультуры. Экскурсия в сельскую библиотеку. История
происхождения книг.
Раздел3. Профессии вокруг нас. (7 часов)
Кулинар. Машинист (поезда, электропоезда). В ателье. Портной, модельер. Скульптор.
Архитектор. Беседа «Чем занят архитектор». Проект «Создадим свой поселок»

Раздел 4. Профессии, которые нас охраняют (3 часа)
Защитники неба (военные и гражданские летчики). Защитники водных просторов (моряки,
подводники, речники). Защитники наших рубежей (пограничники). Чтение
художественных произведений. Конкурс чтецов и рисунков.
Раздел 5. Профессии, которые нас лечат (4 часа)
Окулист. Ортопед. ЛОР. Стоматолог. Создание буклета.
Раздел 6. Профессии моих родителей (Зчаса)
Профессии в моей семье. Защита мини — проектов «Профессии моей семьи». Встреча с
родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия»
Раздел 7. Творческие профессии (4 часа).
Сценарист. Специалист по созданию рекламы, видеороликов. Создать рекламу. Дизайнер
(интерьеров, ландшафтный,

стилист, визажист, парикмахер, одежды, обуви, украшений)

Создавать модели.
Раздел 8. Подведение итогов изучения программы (2 часа).
Итоговая конференция «Мир профессий». Подготовка компьютерной презентации «Все
профессии важны, все профессии нужны» (групповая работа).
Коллаж «Азбука профессий»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».