Курс внеурочной деятельности Клуб детских инициатив

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
«АНДРЕЕВСКАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ОСНОВНАЯ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Клуб детских инициатив»

Уровень образования (класс): начальное общее образование, 1 - 4 класс
Форма

и периодичность

Количество часов:
Учителя:

проведения:

кружок,

135 часов

Уракова Елена Владимировна
Герасимова Татьяна Александровна
Лютова Татьяна Сергеевна
Мальцева Ирина Васильевна

Составитель:

Мальцева Ирина Васильевна

2 занятия

в неделю

1.Пояснительная

записка

Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной
образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования,

базируются на положение о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся
самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Изменения в российском обществе, связанные,
прежде всего, с приоритетом интересов личности, вызывают изменения в социальном заказе общества
школе. Школа Хх1века определяется

развитием в обществе следующих факторов:

— высоких технологий;
— информативности;
— интернационализации;
— антропологического подхода к формированию личности школьника.
На рубеже веков произошли принципиальные изменения воспитательной парадигмы, которая сегодня
опирается на демократические принципы, личностно-ориентированный, субъектный подход. Поэтому
для воспитательного компонента Федеральных государственных образовательных стандартов нового
поколения, а именно — Программы воспитания и социализации — предложена система направлений
воспитательной деятельности и условия, обеспечивающие формирование у детей актуального
социокультурного опыта и личностной позиции, возможность творческой самореализации, подготовку
школьников к жизненному самоопределению. Одним из условий, обеспечивающих реализацию
воспитательного компонента, должна стать интеграция учебной и внеурочной, внеклассной
воспитательной работы. Важно, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения, в том числе
знания о ценностях, апробировались бы ими на практике. Важно, чтобы нравственные нормы, ценности,
гуманистический, субъектный подходы определяли бы новое качество взаимоотношений педагога и
учащихся. Необходимо, чтобы наши дети имели не только учителя, оценивающего их знания,
проверяющего домашние задания и т.д., но учителя — старшего друга, с которым можно откровенно
обсудить и отношения со сверстниками, и наблюдения из окружающей жизни, и поступки взрослых,
посоветоваться по поводу собственного поведения в ситуации выбора.
В современном обществе школа становится всё более открытой социально-педагогической системой,

стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. В ряду
приоритетных форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса особое
внимание уделяется развитию детских объединений, например, клубов.
Принципы клубной работыВо-первых, клубная деятельность становится фактором развития
личности только тогда, когда она — сама деятельность, когда ребенок выступает субъектом ее
планирования, организации проведения, оценки. Поэтому замыслы следует обсуждать с детьми.
Во-вторых, в клубной деятельности важно ограничить число запретов: чем меньше запретов, тем выше
гарантированность их соблюдения. Чем больше поле разрешенной свободной деятельности, тем
интенсивнее развивается самостоятельность, инициатива и творчество.
В-третьих, клубное дело нельзя подготавливать долго. Дети эмоционально перегорают в ожидании
радости, пережив ее в своем воображении до того, как она придет в жизнь.
В-четвертых, успех клубной работы определяется четким распределением полномочий каждого члена.
Речь идет именно о полномочиях, о сочетании прав и обязанностей, а не только об обязанностях,

возложенных педагогом. Инструментовка любого задания производится не с позиции «должен», а с
позиции «иметь право».
И последнее. Успех каждого в клубе должен присутствовать непременно. Ситуация успеха нужна
ребенку, так как деятельность, приносящая успех и удовлетворение, становится фактором его развития.
Ситуация успеха необходима и взрослым членам клуба: ведь успех, как своеобразный прыжок, на
ступень выше в своем личностном развитии.
Опираясь на вышеизложенные принципы, предлагаем устав клуба:
О ЧЛЕНСТВЕ:
— членом клуба может быть любой ученик начальной школы в возрасте от 6.5 до 10 лет;

— членом клуба может быть веселый, энергичный, добрый, любящий детей взрослый человек (педагог,
папа, мама, бабушка, дедушка, тетя, дядя);

— члены клуба обязаны быть дружными, веселыми, жизнерадостными;
— члены клуба обязаны принимать активное участие в подготовке и проведении всех заседаний клуба.
О ПРАВАХ:
— члены клуба имеют право вносить предложения

по организации работы клуба;

— члены клуба имеют право принимать участие в заседаниях клуба.
О ПООЩРЕНИЯХ:

— члены клуба поощряются за активное участие в работе клуба;
— члены клуба могут быть награждены грамотами, благодарностями, медалями, сувенирами,
сладостями...

Актуальность

и социальная

значимостьданного

курса

состоит

в том,

что

он

призван

помочь

растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь
самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся,
родителей, учителей, классных воспитателей.Практическая значимость данного курса состоит в том, что
отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и
учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Новизна
программы в клубной форме организации внеурочной деятельности и в том, что она направлена на
поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина
России. Программа обеспечивает
формирование у детей актуального социокультурного опыта и личностной позиции, возможность
творческой самореализации, подготовку школьников к жизненному самоопределению.
Цель программы-- формирование ценностной сферы учащихся начальной школы посредством
создания условий для последовательного освоения ребёнком базовых социокультурных ценностей, для
позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации младших школьников.
Задачи
1. Формирование у детей мотивационно-ценностных ориентаций;
2. Формирование коммуникативных способностей, умения толерантно относиться к позиции
собеседника;
3. Формирование интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности
(доброжелательности, отзывчивости, инициативности, адекватности самооценки);
4. Формирование чувств прекрасного, сопричастности своей Родине;
5. Формирование готовности действовать в соответствии с моральным выбором, нравственными
нормами;
6. Создание условий для осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни.
Данная программа является модифицированной.
В её основе лежат основополагающие идеи Н.Щурковой, А.Толстых, Г.Селевко, Г.Цукерман, М М
Безруких.

Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 4 года обучения (135 часа), 1 класс — 33
часов, 2-4 класс по 34 занятия в год.Периодичность занятий — 2 часа в неделю.
Программа может быть реализована учителями начальных классов, воспитателями групп продлённого
дня, психологами и социальными педагогами.
Ведущие подходы Программы:1. Социокультурный подход, который предполагает реализацию
идеи культуросообразности воспитания и направленность содержания воспитания на формирование
актуального личного социокультурного опыта ребёнка, обусловливающего уровень и качество
формирующихся у него социальных компетенций.
2. Возрастной подход, предполагающий организацию воспитательного процесса с учётом возрастных
особенностей детей.
3. Компетентностный подход, предполагающий направленность воспитательной деятельности на её
планируемые и контролируемые цели — результаты.
В качестве средств воспитания
— социально актуальную
-социально культурную
— социально творческую
— общественно полезную
— проектную

рассматриваем вовлечение учащихся

в разнообразную деятельность:

Формы и виды деятельности' игровая;' познавательная;' краеведческая;' сюжетно — ролевые
игры; просмотр мультфильмов и художественных фильмов, научно-познавательных
программ;' посещение выставочных залов и музеев;' походы в театр; конкурсы;' посещение
библиотек; праздники; ' участие в общественно-полезной деятельности; ' участие в социально значимых
акциях; работа с портфолио.
Реализация Программы должна обеспечитьориентацию учащихся на ценности гражданского
общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию отношений с окружающим
социумом, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу
здорового образа жизни, образования, самореализации в общественно- и личностно значимой
творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, культура; уважения к прошлому и
настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности,
ответственности за будущее своей страны.
В ходе реализации программы клуба будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных
результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов— приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных
нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения

в обществе итт.'п.), первичного

понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями как
значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьниками опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся
между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной
среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных
знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов— получение обучающимися начального опыта самостоятельного
общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей
поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится
гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных
социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным,
постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших
школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую
для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать
используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко
активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает
благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство
общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление
значимых эффектов нравственного развития и воспитания обучающихся

— формирование основ

российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного
самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к
жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате реализации программы у школьников будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.В сфере личностных
универсальных учебных

действий

будет сформировано стремление к социально значимому статусу,

потребность в социальном признании; умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки
зрения общепринятых норм и ценностей; отличать конкретные поступки, которые можно оценить как
хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей .
В сфере регулятивных универсальных учебных действий школьники овладеют всеми типами
учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
реализацию, контролировать и адекватно оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение; адекватно воспринимать оценки и отметки.В сфере познавательных
универсальных учебных действийшкольники научатся самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными
каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной
информации об объектах.
Всфере коммуникативных универсальных учебных действий школьники научатся планировать и
координировать совместную деятельность в микрогруппе (согласование и координация деятельности с
другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет
способностей различного ролевого поведения — лидер, подчиненный).
Формы учета оценки планируемых результатов
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика

4. Анкетирование учащихся

и родителей

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
-оформление и защита портфолио;

-участие в конкурсах, выставках, праздниках, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях;
-разработка проектов.
Для оценки планируемых результатов освоения программы можно использовать:' диагностический
инструментарий, заложенный в пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе: от действия к мысли» / А. Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2008: Е. В.
Бунеева, А. А. Вахрушев, С. А. Козлова, О. В. Чиндилова.Диагностика метапредметных и личностных
результатов начального образования. Проверочные работы. 1класс. 2 класс. 3 -4 класс. -М.: Баласс,
2011
Итоги реализации программы
П. Основные содержательные линии Программы

Содержание работы клуба можно охарактеризовать через несколько основных направлений.
1. Развитие духовно-нравственной культуры, формирование представлений о нравственности и нормах
социального взаимодействия.
2. Воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции.
3. Воспитание трудолюбия и инициативности.
4. Эстетическое воспитание, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
5. Развитие интеллектуального потенциала личности, формирование ценности образования и мотивации
к познавательной деятельности
6. Воспитание готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни.
7. Воспитание организационной культуры, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Содержание программы.
Раздел: культура общения.
Человек среди людей. Формы приветствия. Формы знакомства и представления. Формы обращения

к

разным людям.
Азбука беседы. Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение

во время разговора.
Вежливая

речь. «Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинения

и отказ.

«У меня зазвонил телефон». Этикет разговора по телефону. Этикет общения в социальных сетях.
Человек среди своих и чужих. Поведение дома и в школе, на улице, в транспорте, в магазине.
Поведение в театре, в кино, на концерте, в музее, в библиотеке. Поведение в гостях.
Практические занятия.лгры парные и групповые, тестирование и анкетирование, посещение театра,
выставки, концерта, библистеки. Просмотр видеофильмов. Ролевые игры, тренинг, защита проекта,
тематические праздники.
Раздел: Общечеловеческие ценности.
Добро. Значение и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. Добрый ли ты?
Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Правдивый ли ты?
Любовь к близким и друзьям. Любовь к природе (живой и неживой) как умение понимать, беречь и
заботиться о природе.
Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное

отношение к тем, кого мы «приручили».
Отношения мальчиков и девочек.
Трудолюбие.

Посильный труд для себя и близких. Твоё отношение к труду.

Отражение нравственности в поведении человека — в поступках, делах, деятельности.
«Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.
Практические занятия: анкетирование, тестирование, общественно-полезный труд, встречи с
интересными людьми, экскурсии, волонтёрские рейды, участие в школьных и городских акциях,
практикумы культурного поведения, тематические праздники.
Раздел: Культура учебного труда.
Азбука учебного труда. Культура чтения. Мир увлечений. Способности и таланты. Внимание, память

мышление, восприятие. Общее понятие, диагностика, развитие.
Практические занятия, Тестирование, тренинги, выполнение памяток «Как готовить уроки дома». « Как
стать внимательным», « как стать настойчивым»... Заполнение анкет.
Дидактические игры. Защита портфолио, тематические праздники. Проектная работа «Готовлю урок
сам»
Раздел:

Безопасность

и здоровье.

Здоровье и красота. Гигиена, Здоровое питание и здоровый образ жизни. Режим дня, вредные
привычки. Сорт и спортивные игры. Психическое здоровье.
рабочего места.
Подъезд, дом, двор, улица- сфера особого внимания.

Приёмы релаксации. Чистота дома и

Практические занятия: составление режима дня, практикумы, ролевые игры, экскурсии.
Диагностик аи анализ своего здоровья. Спортивные игры, комплексы утренней гимнастики и
физкультурные минутки, походы, соревнования. Приёмы релаксации.
Сквозная тема курса: На сцене нашего «Я».

Наши разные роли — наши разные лица. Я дома (сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат)
Я в школе (ученик, ученица, надёжный товарищ, член кружка, команды, первый ученик)
Я на улице (прохожий, пешеход, горожанин, горожанка, гуляющий).
Я в транспорте (пассажир, пассажирка)

Я в кино, в музее, в театре (экскурсовод, посетитель, слушатель, зритель).
Я в гостях, на отдыхе и в других ситуациях.
Неизменное в поведении воспитанного человека в любых ситуациях: вежливость, внимательность,
чуткость, тактичность, доброта, честность, бережное отношение ко всему, что его окружает,
П1. Технология

реализации

Программы

Вместо предисловия
Когда человек рождается, то поднимается
занавес,и тогда начинается действо, где «я» каждого
из насстановится то главным действующим лицом, а то персонажем эпизода.
И меняются роли, и меняются маски, и очёнь легко Я превращается в не-Я, и очень трудно нё-я

обретает своё Я,
И жизнь человека определяется его у-частью и его с-частьем, которые становятся его судьбой,
Потому что есть Я и есть Мы — это часть и целое.

Взаимосвязь, Взаимоотношения, Взаимодействиеименно они составляют одно целое —
Общение Они как три кита — держат и определяют Я.
В одном случае я — это особенности, свойства самого человека. В другом случае Я — это место в игре.
По-видимому,

всё совместимово мне. И надо встать на своё место, то есть занять позицию в мире.

Особенности построения занятий
Тематическое планирование занятий в 1-м классе «Я играю себя»
Цель:создание условий для успешной адаптации и социализации первоклассников.
Задача занятий:в игровой форме познакомить детей с правилами и особенностями организации
школьной жизни; воспитание первоначальных навыков сотрудничества в учебной и игровой
деятельности.
Тематическое планирование занятий в 1-м классе «Я играю себя»

Тема
1 Культура учебного труда.

Кол-во часов
7

1. Давайте знакомиться!

1ч

-Моя школа (экскурсия по школе)
2. Я уже школьник.
— Для чего ходят в школу?

14

-Для кого звенит звонок?

Праздник посвящения в первоклассники
3. Школьные принадлежности
Как организовать рабочее место
4. Школьная форма
5. Как вести себя за партой.

14
19

6.Режим дня школьника

14

7.Расписание уроков
НП Культура
общения

14
5

8. Подвижные игры в перемену
9. Учимся работать в паре

14
14

14

10.
11
12.
Ш

Учимся работать в малой группе
Играем и работаем все вместе
В стране Вежливости. Слова приветствия и прощания
Безопасность и здоровье

14
19
14
4

13. Безопасная дорога в школу
14
14. Как вести себя за столом
14
15. Полезный завтрак.
1ч
16. Мой друг Мойдодыр
14
На сцене нашего «Я»
17
17. Моя любимая игрушка
2ч
18. Моя любимая игра
2ч
19. Ролевые игры
2ч
20. Настольные игры
2ч
21. Мои первые школьные успехи
2ч
Праздник прощания с 1-м классом
22. Я умею слушать и спрашивать (экскурсии)
44
Итоговое занятие «Мы теперь уже не дети, мы теперь — ученики!»3ч
Содержание программы 1 класс (33 часов)
Раздел 1. Культура учебного труда (7 часа)
Тема 1

„Давайте знакомиться!
-Моя школа (экскурсия по школе)
Игры на знакомство: «Снежный ком». «Паровозик».
Введение

знака

«Я»

Игра

«Редкие

имена»

Схема классаУчебные кабинеты и их назначение. Дорога к моему классу.
Тема 2Я уже школьник.
Знакомство с портфолио и его разделами. Оформление личной странички. Ролевые игры на
формирование позиции школьника. Беседы на тему «Для кого звенит звонок?», «Для чего ходят в
школу?» введение знака «Звонок» Подвижная игра «Ниточка и иголочка» Игра «Кто чему хочет учиться
в школе?».
Тема

3 Школьные

принадлежности.

Понятие «школьные принадлежности»,

игра — соревнование «Собери рюкзак»

Тема 4Школьная форма
Игра на разграничение разных видов одежды в зависимости от назначения.
Правила ухода за своими вещами.
Тема 5 Как вести себя за партой. Ритуал — приветствие детьми учителя и друг друга.
Правила поведения на уроке. Введение условных знаков
«хочу сказать», «Хор»
Тема

бРежим

Обсуждение

дня школьника
с детьми

различных

школьных

и нешкольных

дел

Смысловой центр занятия — введение схемы времени. Работа с лентой времени урока. Оформление
портфолио.
Тема 7 Расписание уроков.
Знакомство с расписанием уроков, введение условных обозначений учебных предметов. Оформление
портфолио.
РАЗДЕЛ 2 Культура общения (5 часов)
Тема 8Подвижные игры в перемену.
Правила поведения в перемену. Игры на внимание, игры по правилам, пантомима — «Выставка
скульптуры».
Тема 9 Учимся работать в паре.
Введение знака «МЫ» и соответствующего ему жеста (взяться за руки). Игры «Зеркало», «Попугай»,
«Варежка». Разграничение дел для индивидуальной и парной работы.
Тема 10 Учимся работать в малой группе
Понятия Я и Группа. Введение знака «Группа» Игры «Слон-пальма-скунс», «Три-четыре-пять
Тема 11Играем и работаем все вместе.

Знак «Все вместе». Игра «Понятно ли мы говорим?». Групповые задания с недоопределенными
правилами. Игра «Однорукие».
Тема 12В стране Вежливости. Слова приветствия и прощания
Просмотр мультфильма. Ролевые игры

РАЗДЕЛ 3 Безопасность и здоровье, (4 часов)
Тема

13 Безопасная дорога в школу

Правила перехода улиц и дорог. Оформление листа в портфолио «Безопасный путь в школу». Встреча с
инспектором ГИБДД.
Тема 14Как вести себя за столом
Правила поведения в столовой.
Практическое занятие.

Тема 15Полезный завтрак
Продукты полезные и вредные для здоровья. Меню первоклассника.
Составляем меню на неделю.

Тема 16Мой друг МОЙДОДЫР
Правила личной гигиены. Чтение и обсуждение книги К. И Чуковского

«Мойдодыр» Встреча-знакомство со школьным фельдшером.
Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно
нарисованных рисунков.
Раздел 4 НА сцене нашего «Я». (17 часов)
Тема 17 Моя любимая игрушка.
Решение проектной задачи.
Тема 18Моя любимая игра
Решение проектной задачи
Тема 19Ролевые игры
Разучивание игр по усмотрению учителя.
Тема 20Настольные игры
Проектная

задача.

Тема 21Мои первые школьные успехи.
Презентация и защита портфолио.
Тема 22Я учусь слушать и спрашивать
Введение знака «Вопрос».С помощью игры «Сколько?» идет отработка разного рода реакций детей
(вопросы, ответы, уточнения) на высказывания взрослого Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 2-го и 3-го года обучения: « Я смотрю на себя»
Цель:1. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности через познание ценностей семьи и её
традиций.
2. Переживание учащимися чувства принадлежности к своему классу, школе.
3. Осознание каждым школьником и принятие им традиций, ценностей, особых форм культурноисторической, социальной и духовной жизни Родины
Задачи занятий:
1. Обеспечение полноценной и последовательной идентификации детей с семьёй, классом посредством

ролевых игр и решения задач исследовательского характера.
2. Воспитание патриотизма, гражданской активности на основе изучения истории города, страны
посредством исследовательских работ, участия в общественно полезной и личностно значимой
деятельности
Ещё древние эмпирические учения утверждали: человек «будучи «царём природы», от неё неотделим»,
Эту же мысль поддерживает И.Н. Калинвускас в книге «Наедине с миром»: «Каждый волен жить, как ему
хочется, если он один, если он думает, что может быть один. Но это иллюзия. Мы причастны к целому,
взаимосвязаны со всеми людьми, со всем живым, что есть на нашей планете».

Только чувствуя себя частью чего-то большего (мира, группы людей, круга близких), можно сохранить
осмысленность своего существования. Потребность быть принятым кем-то является врождённой
человеческой потребностью. Невозможность её удовлетворения, особенно в детском возрасте, пагубно
сказывается на развитии ребёнка, отношении человека к жизни. Чувство принадлежности делает
человека более устойчивым в ситуациях жизненных перемен, выбора, самоопределения.
В группе друзей ребёнок отрабатывает навыки равноправных отношений с окружающими. Здесь он
учится критиковать, не обижая и слушать критику не обижаясь; настаивать на своём и делать уступки,
договариваясь об общем; придавать значение эмоциональным переживаниям другого и выражать
словами собственные

Тематическое

планирование

занятий

во

2-м

классе

«Я

смотрю

на

себя»

Тема
1 Культура общения

Кол-во часов
7

Я — класс, школа

1ч

1.
2.
3.
4.
5.
П

Знакомьтесь: мой класс!
«Фотография класса» рисуночный тест
Что такое дружба
Мои школьные друзья
Учителя — наши друзья
Общечеловеческие ценности

14
14
14
9

5. Что написано на моём лице, или поговорим о настроении.
6. Самолюб никому не люб
7. От улыбки станет всем светлей
8. О дружбе мальчиков и девочек.
Праздник дружных ребят
Ш Культура общения
9, У меня зазвонил телефон
10. Я иду в театр
11. Спешу поздравить

14
19
14
19
14
7ч
14
14
19

12. Подарок другу

14

13.
14.
На
Я —
15.

14
14
п

Кем и чем я горжусь в своей школе
Защита проекта «Мой класс. Моя школа»
сцене нашего «Я»
часть своей семьи
Знакомьтесь: моя семья! (рисуночный тест)

16. Я и моё имя

14

17. Мои родители

18. Моя родословная

14

19. «Невредные советы». Мои обязанности в семье.

14

20. Традиции моей семьи

14

21. Домашние питомцы

1ч

22. Принимаем гостей
23. Защита проекта «Наша дружная семья»
Я рисую себя. Мир моих увлечений
24. Я люблю читать (презентация книг)
25. Я люблю рисовать (наш вернисаж)
26. Мои спортивные увлечения

14
14
14
19
14

(олимпийское движение, виды спорта)

27.Итоговое занятие «Скоро лето. Играем, отдыхаем, думаем»1ч
Содержание

программы.

Раздел 1 культура общения. (7 часов)
Тема 1Знакомьтесь: мой класс!
Многозначность значений слова «класс». Портфолио класса.

Тема 2 «Фотография класса»
Рисуночный тест.
Тема 3 Что такое дружба.
Чтение и обсуждение книг о друзьях и дружбе. Выявление качеств, необходимых для друзей.
Анкетирование. Оформление личного портфолио.

Тема 4Мои школьные друзья.

Понятия друг- одноклассник- товарищ.
Социометрия. Оформление портфолио. Выявление референтной группы.
Тема БУчителя — наши друзья.

Подготовка к празднику День учителя. Тест «Эмоциональная близость к учителю»
Раздел 2 Общечеловеческие ценности ( 9 часов)
Тема бЧто написано на моём лице или поговорим о настроении
Мимика. Гримасса. Игра «Зеркало»

Тема 7 Самолюб никому не люб
Игра «Светофор».

Рассказ В.Осеевой «Долг». Тема 8 От улыбки станет всем светлей

Просмотр и обсуждение мультфильма «Крошка Енот»
Иллюстрирование жизненных ситуаций.
Тема

90 дружбе

мальчиков

и девочек.

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный

человек»

Раздел3 культура общения (7часов)
Тема 10У меня зазвонил телефон.
Правила этикета при телефонном разговоре. Ролевая игра. Составление правил телефонного общения.
Тема 11Я иду в театр.
Правила поведения в театре. Слова «браво», «бис». Посещение театра.
Тема 12. Спешу поздравить.
Праздники государственные, религиозные, семейные. Традиции. Изготовление и оформление
поздравительной открытки.
Тема 13. Подарок другу.
Как выбрать подарок и подарить его. Просмотр видеоролика.
Изготовление подарка своими руками.
Тема 14Кем и чем я горжусь в своей школе?
Экскурсия в школьный музей. Встреча с выпускниками.

Тема 15Мой класс. Моя школа.
Защита проекта.
Раздел На сцене нашего «Я» (11 часов)
Тема 16.Знакомьтесь: моя семья.

Рисуночный тест. Оформление портфолио.
Тема

17Я и моё имя.

Значение имён. Оформление портфолио.
Тема

18Мои

родители.

Оформление портфолио. Фотоколлаж.
Тема

19 Моя

родословная.

Родословное древо. Оформление портфолио
Тема

20«Невредные

советы».

Мои обязанности

в семье.

Просмотр видеофильма. Оформление портфолио.
Тема 21. Традиции моей семьи.
Семейный праздник.
Тема

22Домашние

питомцы.

Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Тема 23Принимаем гостей.
Правила приглашения, приёма гостей. Ролевая игра.
Тема 24Защита проекта «Наша дружная семья»
Тема 25 — 27.Мир моих увлечений.
Праздник читательских удовольствий. Я люблю рисовать. Наш вернисаж. Мои спортивные увлечения.
Все на старт.
Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого
сообщества, закладывается с детства. Именно в младшем школьном возрасте «удаётся добиться

формирования достаточно устойчивых нравственно-психологических качеств личности», — отмечает
/.И.Божович. Эти качества являются результатом усвоения ребёнком существующих в данном обществе
форм поведения. Форма поведения становится устойчивой в том случае, если ребёнок, с одной стороны,
обучается соответствующим способам поведения, с другой — если у него возникает внутреннее
побуждение вести себя согласно усвоенным образцам.
Мы употребляем здесь термин обучение, потому что именно целенаправленные и последовательные
занятия могут стать эффективной силой воспитания личности ребёнка. Эти занятия должны приобрести
Форму доверительного и дружеского разговора, цель которого — не навязывать детям ту или иную
нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой
развития человеческого общества и счастливой жизни человека.
В структуру занятий следует включить сказки, так как сказки являются наиболее действенным
инструментом, влияющим на сознание ребёнка; пословицы, игры и задания, направленные на развитие
творческого потенциала ребёнка. Они учат детей высказывать свои мысли, работать в группах,
рисовать, ставить спектакли.
Содержание занятий необходимо дополнить краеведческими материалами, включив сведения о людях,
прославивших наш край своей жизнью и своими делами.

Тематическое

планирование

занятий

в 3-м

классе

«Я

смотрю

на

себя»

Тема

1 Общечеловеческие ценности
34 уроков о добрых качествах.1. Бережливость.
2. Благодарность.
3. Бескорыстие.
4. Вежливость.
5. Взаимопомощь.
6. Доброта.
7. Заботливость.
8. Красота души.
9. Любовь.
10. Любовь к родителям.
11. Любовь к Родине.
12. Милосердие.

Общее
количест
во часов
34
14
1ч
1ч
14
1ч
19
14
1ч
2ч
19
14
1ч

13.Мудрость.
14. Нежность.

1ч
14

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

14
14
14
1ч
19
2ч
2ч
1ч
14
1ч
1ч
19
14
14

Ответственность.
Отзывчивость.
Правдивость.
Скромность.
Сострадание.
Служение людям.
Трудолюбие.
Уважение.
Умение видеть хорошее.
Умение прощать.
Умение сотрудничать.
Храбрость.
Чуткость.
Щедрость.
Золотое правило нравственного поведения,

14

30. Итоговый праздник «Если добрый ты, это хорошо, а когда наоборот плохо!»
Содержание
Раздел

программы.

Общечеловеческие

ценности

З4Ачаса.Темы:

34 уроков о добрых

качествах:

бережливость, благодарность, бескорыстие, вежливость, взаимопомощь, доброта,
заботливость, красота души, любовь, любовь к родителям, любовь к Родине, милосердие,
мудрость, нежность, ответственность, отзывчивость, правдивость, скромность, сострадание,
служение людям, трудолюбие, уважение, умение видеть хорошее, умение прощать, умение
сотрудничать, храбрость, чуткость, щедрость.
В основу занятий положены тексты, задания и игры, разработанные А.Лопатиной и
М.Скребцовой и описанные в книге «Начала мудрости» М.: Амрита-Русь, 2007г
Тематическое

планирование

занятий

в 4-м

классе

Тема
ШНа сцене нашего «Я»
1. Вводное занятие в тему года.Письмо самому
себе.
2. Размышляю о себе. Анкета.
3. Путешествие к центру «Я». Вопросы к самому
себе.
4. Счастлив ли я?
5. Какой у меня характер?
6. Умею ли я общаться?
7. Как избежать конфликта?
8. Нужно ли мне чувство юмора?
9. Мои способности. Талантлив ли я?
10. Как развивать в себе способности.
11. Урок творчества.
ЦП Культура учебного труда
12. Учусь учиться. Что такое мышление?
13. Игры на развитие мышления.
14. Внимание.

«Я

создаю

Общее количество
часов
34Ч
п
1ч
14
1ч
1ч
1ч
19
19
1ч
19
19
1ч
п
14
14
14

15. Развиваем наше внимание.
16. Память.
17. Как помочь своей памяти.

1ч
14
1ч

18. Что такое самоконтроль?
19. Развитие самоконтроля.
20. Самооценка.

19
1ч
19

21. Я твоими глазами.

1ч

22. Восприятие.

1ч

Ш
Безопасность и
здоровье

12

23.
24.
25.
На
26.

1ч
4ч
2ч

Что такое здоровье.
Здоровый образ жизни. Приёмы релаксации.
Вредные привычки
сцене нашего «Я»
Презентация портфолио

себя»

2ч

2ч

27. Письмо выпускнику начальной школы.

1ч

14

28. Праздник прощания с начальной школой.

2ч

Зч

Тема

4-го года обучения:
«Я создаю

себя»

Цель:формирование у учащихся умений анализировать себя и результаты своей
деятельности для дальнейшей самореализации и самосовершенствования.
Задачи занятий:

— формирование позитивной самооценки и самоуважения через организацию работы с
портфолио;
-формирование бережного отношения к своему здоровью
Наверное, надо много играть в других, чтобы начать играть в себя, Во всём мире все дети
играют в «Дочки-матери», «Школу», «Магазин», «Войну». Через эти игры происходит
освоение основных видов отношений. воспитание, обучение, забота, обмен, конфликт. Эти

сюжетно-ролевые игры помогают осваивать не только стереотипы поведения, роли и нормы
отношений, но и внутреннюю социальность ребёнка, рефлексивность его деятельности. Это
игры по правилам, которые нельзя нарушать. А есть игры, которые тоже отделены от
реальности, но это сплошная импровизация, где правила задаются по ходу самой игры. В
таких играх тоже есть роли, но они не социальные, а игровые. И назначение у них совсем
„другое: быть другим (не-Я) или найти себя другого (Я), но при этом оставаясь самим собой,
Чтобы действовать в жизненной ситуации с предсказуемым результатом, нужно иметь
активность и знать себя. Таким образом, для самоопределения самопознание является
одним из базовых процессов.

В процессе самопознания у ребёнка уточняются и формируются представления о себе,
обобщённые в «Я-образе» (или «Я-концепции»). «Я-концепция» — это такое

внутриличностное образование, которое во многом определяет направление деятельности
человека, поведение в ситуациях выбора, принятия решения, взаимодействия с другими. С
помощью внимательного и доброжелательного взрослого ребёнок может научиться
наблюдать за собой и анализировать свои состояния.

Задача учителя состоит не только в том, чтобы развивать на занятиях интеллект,
творческое воображение, способность к восприятию, память, определённые навыки,
сколько в том, чтобы будить в ребёнке желание познавать, совершенствоваться, извлекать
разнообразные переживания из контакта с миром, информацией и другими людьми.
Любому человеку хочется узнать о себе как можно больше. Именно этим объясняется
интерес к различным вопросникам и тестам. Они действительно помогают определить,
выявить различия, особенности интеллекта, способностей, интересов. Использование
тестов, анкет помогает детям задуматься и заинтересоваться собой, а это самое важное.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».