МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АНДРЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Спортивные игры» Уровень образования (класс): начальное общее образование, 4 класс Форма и периодичность Количество часов: Составитель: проведения: кружок, 34 часа Уракова Елена Владимировна 1 занятие в неделю ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Спортивные игры» предназначена для обучающихся 4 класса и разработана на основе ФОП НОО, ООП НОО МОУ «Андреевская ООШ». Программа «Спортивные игры» учитывает — возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Рабочая программа курса «Спортивные игры» содержит занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Актуальность данной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Спортивные игры» состоит в том, что она включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранения и укрепление физического и психического здоровья. Содержание деятельности направлено на формирование у школьников активисткой культуры здоровья, связанной с занятиями спортом и предполагающей: 1. Интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремлению показывать как можно более высокие спортивные результаты. 2. Знания в области оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований. 3. Умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях. 4. Спортивный образ жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях. Программа разработана с учётом возрастных физиологических особенностей обучающихся. Специфика тренировочного процесса базируется на наличии сензитивных (чувствительных) периодов развития физических качеств. Вместе с тем внимание уделяется воспитанию тех физических качеств, которые в том или ином возрасте активно не развиваются. Важным в занятиях общей физической подготовки является соблюдение соразмерности в развитии тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические механизмы (выносливость, скорость, сила). Целью данной программы является создание условий для оздоровления и физического развития подрастающего поколения, совершенствование необходимых физических качеств и связанных с ними способностей. В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач. 1. Оздоровительные задачи: - пропаганда здорового образа жизни; - укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию; - обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного физических качеств; - повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям среды; - повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков; - вовлечение детей в систематические занятия физкультурой и спортом. 2. Образовательные задачи: - — Формирование и совершенствование жизненно важных — двигательных развития внешней — умений и навыков; - — формирование позитивных жизненных установок подрастающего поколения; обучение способам овладения различными элементами игры в пионербол, волейбол, футбол; - повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по спортивным играм. 3. - Воспитательные задачи: формирование и развитие подростковых общественностей и коллективов, совместно участвующих в спортивно-оздоровительной деятельности. гражданское и патриотическое воспитание учащихся; - воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов; - воспитание упражнениями, потребности сознательно И умений применять их самостоятельно в целях заниматься отдыха, физическими тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; - помощь организации, учащимся проведении оздоровительной в осуществлении и анализа наиболее ими самостоятельного значимых планирования, для них дел и проектов спортивно- направленности. Место курса внеурочной В соответствии с планом 2023/2024 учебный год рабочая игры» рассчитана на 1 час в ПЛАНИРУЕМЫЕ деятельности в учебном плане внеурочной деятельности МОУ «Андреевская ООШ» на программа курса внеурочной деятельности «Спортивные неделю (34 часа в год в 4 классе). РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты: * формирование чувства гордости за многонационального российского общества; свою Родину, формирование ценностей * — формирование уважительного отношения к иному мнению; * развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; * развитие самостоятельности представлений о нравственных и личной нормах, ответственности за свои поступки на основе социальной справедливости и свободе; ® формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; ® развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ® развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ® формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; Регулятивные УД: У Ф овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; ® формирование умения планировать, контролировать и оценивать соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; эффективные способы достижения результата; ® действия в определять наиболее формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, * определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться 0 распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Фготовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; ФОовладение базовыми существенные связи предметными и отношения и между межпредметными объектами понятиями, отражающими и процессами. Коммуникативные У УД: ° допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; Фдоговариваться в ситуации и приходить столкновения к общему решению в совместной деятельности, в том числе интересов; * контролировать действия партнёра; Фобщение и взаимодействие со сверстниками взаимопомощи, дружбы и толерантности; на принципах взаимоуважения и Знания о физической культуре Выпускник научится: * — ориентироваться в понятиях «физическая культура», — «пионербол», — «волейбол», «футбол», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма; » — раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие; * — ориентироваться в понятии «физическая подготовка», «пионербол», «волейбол», «футбол», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, ВЫНОСЛИВОСТЬ, координацию, гибкость) и различать их между собой; * — организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Выпускник получит возможность научиться: * — выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; * характеризовать планировать и роль и значение корректировать деятельности, показателей подготовленности. режима режим своего МЕТОДЫ дня дня с в сохранении учётом своей здоровья, физического И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ и укреплении учебной развития и здоровья; внешкольной и физической Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: - — метод упражнений; - — игровой; - — соревновательный; - — круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом и по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Воспитательные результаты спортивно-оздоровительной деятельности школьников распределяются по трём уровням: Результаты 1 уровня - — приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о ТБ при занятиях спортом; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; © способах организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска и обработки информации. Результаты 2 уровня - — формирование позитивных отношений зшикольника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре. Результаты 3 уровня — приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации спортивно- оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности и за других. При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации учащихся. Способы физкультурной деятельности Выпускник научится: * отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами; * — организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками; * измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой. Выпускник получит возможность научиться: * — вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; * — целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; * — выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. Физическое совершенствование Выпускник научится: * — выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); * выполнять ОСНОВНЫХ * * тестовые физических упражнения на оценку динамики индивидуального развития качеств; — выполнять организующие строевые команды и приёмы, выполнять специальные требования по технической и тактической подготовке, * — выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. Выпускник получит возможность научиться: * — сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; * выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; * — играть в баскетбол. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Материал программы дается в двух разделах: - подвижные игры; - — спортивные игры (волейбол, футбол, пионербол). Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия). Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия). Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта. Подвижные игры. «Медведь спит», «Весёлая скакалка», «Снип-Снап», «Паровоз», «Игра белок», «Разведчики» и др. «Быстрая тройка», «Хвостики», ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс Разделы и темы Общее Теоретические количество занятия часов Практические занятия Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов Подвижные игры Овладение знаниями 1 Развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве 0 Беер:/Лммучу АОТоврогслта Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей Изучение индивидуальной техники игры: передача, передвижение по площадке с облегченным мячом Изучение индивидуальной техники игры: передача, передвижение по площадке с облегченным мячом Изучение индивидуальной техники игры: ловля, передача Изучение индивидуальной техники игры Освоение групповой техники. Изучение Основ техники в защите и нападении. Освоение групповой техники. Спортивные игры 1 Бирз://$шате.оге/121 201244106/тейивта/у 1йу_воутетеппого ога $р Подвижные игры 10. 11. 12. Развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве Развитие скоростносиловых способностей, ориентирование в пространстве 1 Бир://зипитпегсатр.то/ Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей 13. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве 14. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей 15. 16. 17. 18. 19. Развитие скоростносиловых способностей, ориентирование в пространстве Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве Изучение основ индивидуальной техники: приём и передача мяча Изучение основ индивидуальной техники: приём и передача мяча Изучение основ индивидуальной техники: приём и передача мяча Спортивные игры (волейбол) 1 1 Бир:/Лучучу.уоПеу.ти 20. Изучение основ индивидуальной техники: приём и передача мяча 21. Изучение основ 22. 23. 24. тактических действий. Изучение основ индивидуальной техники: приём и передача мяча Изучение основ индивидуальной техники: ловля, передача Изучение основ индивидуальной техники: Пионербол 1 ЫБрё://ги5вапаба!.то/ ловля, передача. Изучение основ тактического взаимодействия. 25. Изучение основ 26. техники: ловля, бросок Изучение основ индивидуальной индивидуальной техники: ловля, бросок 27. Изучение основ тактических действий 28. Изучение основ тактических действий 29. Изучение основ индивидуальной техники игры: передача, ведение Изучение основ индивидуальной 30. техники игры: передача, ведение, остановка 31. 32. Изучение основ индивидуальной техники игры: передача, ведение, остановка Изучение основ индивидуальной техники: удар по воротам малым мячом ера: //гЁ5го/ 33. | Освоение основ групповой техники игры в атаке и защите 34. | Развитие способностей 0 1 1 Подвижные игры 0 1 к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве Итого 34 часа 6 часов (18%) 28 часов (82%) Бирб://тес|.ейи ти/боБ] есу9/4/